Содержание
План поездки на Алтай.
Уже совсем скоро будет дан старт новому путешествию. В этот раз выбор пал на Алтай. Впервые будем осваивать этот регион. Да и вообще дальше Тюмени, в том направлении нигде больше не бывали. Самое время навёрстывать упущенное!
Как и в прошлом году — Краснодарский край и Крым-2020, в путешествие отправляемся с друзьями на двух машинах — Джип Чероки и Тойота Альфард.
Предварительный маршрут до Республики Алтай получился такой: Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — село Сростки — Горно-Алтайск.
Расстояние — 2 400 км., обычно такую дистанцию преодолеваем не особо напрягаясь за три дня.
В первый день, если всё пройдёт гладко, планируем добраться до Тюмени — это порядка 700 км. Первую половину второго дня резервируем на посещение Тюменских горячих источников, а дальше в путь планируем отправиться после обеда. Цель на второй день — Омск, расстояние — 630 км. Третий день — марш-бросок Омск — Новосибирск — Барнаул — село Сростки (родина В. Шукшина), расстояние — 1 000 км. По сути с этого момента мы уже будем в непосредственной близости от цели нашего путешествия, в 60 км. от условной границы с Республикой Алтай. Дальше уже начинается настоящий отпуск и отдых.
Правда отдых для нас понятие несколько искажённое. Под этим термином зачастую прячутся ежедневные вылазки на машине с целью посмотреть что-нибудь интересное. Вот и в этот раз «отдых» запланирован насыщенный. Условно, маршрут по Алтайской республике мы поделили на три части — Телецкое озеро, Чемальский тракт и Чуйский тракт.
Итак, первая часть — Телецкое озеро. Расстояние от Горно-Алтайска 160 км. Здесь прежде всего интересует само озеро. Хотелось бы взять напрокат катер для прогулки по достопримечательностям водоема. Как вариант, если не получится с катером, всегда можно воспользоваться услугами теплохода «Пионер Алтая» — он ежедневно совершает ознакомительные экскурсии по озеру продолжительностью 5,5 часов.
Основные точки интереса на Телецком озере — водопады Эстюба, Корбу и Чедор, а также мыс Айран. Если всё-таки получится зафрахтовать катер, попытаемся увидеть ёще что-нибудь интересное. Возможно даже удастся искупаться. Всезнающий интернет говорит, что в начале августа средняя температура воды в озере около 20 градусов. Да, это холодно, но для галочки думаю сделаем один заход!) К примеру, в аналогичном по своей температуре озере Севан в Армении мы в своё время не побоялись искупаться — озеро Севан, Армения.
На озере планируем остановиться примерно на 2-3 дня. Жилье скорее всего будем снимать в селе Артыбаш. Если не получится с арендой домика или коттеджа у нас всегда наготове палатки, можем и в них пару-тройку ночей спокойно провести.
Вторая часть отдыха будет посвящена знакомству с Чемальским трактом. Здесь сама дорога вызывает очень большой интерес — будет очень любопытно проехать по этим горным перевалам и сравнить свои нынешние ощущения с восторгом от Грузинских гор — Дорога Тбилиси-Батуми через Боржоми или мы не ищем лёгких путей и Дорога Уреки-Ереван через Бакуриани или нынче здесь-завтра там. Посмотрим где круче!)
Также подготовлен большой список достопримечательностей, расположенных вдоль тракта. Итак, загибаем пальцы:
• Манжерокские пороги и одноимённый всесезонный курорт
• Урочище Че-Чкыш и одноимённый водопад
• Ороктойский перевал и одноимённый мост (за совет отдельное спасибо builder174 )
Как видно интересных мест хватает с избытком, весь вопрос сможем ли мы на двух машинах везде проехать. За своего Ящера я абсолютно спокоен — он должен пролезть везде, а вот за Альфарда есть небольшое волнение — осилит ли он этот маршрут? В крайнем случае, если всё же Тойоте будет не по зубам дорога, оставим его с частью экипажа где-нибудь в интересной локации и отправимся покорять Чемал в одну машину — на Джипе.
На путешествие по Чемальскому тракту также отводим 2-3 дня. Если очень понравится возможно останемся на подольше. Вопрос с проживанием открыт — пока нет намёток, где будем ночевать. В любом случае есть машины и палатки, но хотелось бы хоть иногда принимать душ и ночевать с комфортом в кровати. Посмотрим как сложится, не будем сейчас загадывать.
Третья часть отдых — Чуйский тракт. Помимо тракта здесь также есть большое количество достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть:
• Место слияния рек Чуи и Катуни
• Памятник Кольке Снегирёву
Дальше опять дилема. Я так понимаю, когда мы доберёмся до села Акташ, надо будет решать сможет ли Альфард доехать до Перевала Кату-Ярык или его опять придётся оставлять где-нибудь на постой и двигаться дальше только на Джипе. Видимо, будем решать на месте по факту. Однако на Кату-Ярык поедем в обязательном порядке и вот по какой причине — во-первых, очень хочется прокатиться до Акташского ретранслятора, ну и во-вторых, сам перевал представляет большой интерес. Всё-таки горные дороги — это то, что мы любим больше всего в поездках!
Время отведённое на знакомство с достопримечательностями Чуйского тракта — 4 дня. Думаю, управимся. В противном случае придётся продлять отпуск, всё-таки такая насыщенная программа запланирована всего на 2 недели отпуска или если в днях — на 17 дней.
Однако, если всё пойдёт по плану, на обратную дорогу также останется 3 дня. Как вариант, размышляю над альтернативным участком маршрута от Омска до Екатеринбурга через Курган (взамен Тюмени). Единственное, что смущает это качество дорожного полотна. За Чероки не страшно, а вот напарник может не сдюжить. Ребята, кто местный подскажите — как дороги в Курганской области?
Альтернативный вариант на обратную дорогу — участок пути между Омском и Екатеринбургом можно пройти через Курган. Смущает качество дорог — даже на официальной карте присутствует значок Неровная дорога.
Да и вообще, в целом, прошу совета у опытных путешественников в части оптимизации своего маршрута и построения основных точек интереса — как Вам мои намётки и список достопримечательностей? Всё ли я охвачу или может что-то останется за кадром? Прошу совета и рекомендаций.
А я тем временем готовлю Ящера к этой поездке. Совсем недавно прошёл большое и дорогое ТО с заменой всех технических жидкостей и устранением небольших недочётов — ТО-10 — 120 000 км., доп.работы — замена передних тормозов, задних сайлентблоков передних рычагов, сальника хвостовика и масла РКПП, так что теперь мой Чероки полностью готов к поездке.
Кстати, к поездке будет полностью готовы наклейки с регионами, городами и странами, в которых я побывал на машине. Осталось дело за малым — поместить всё это великолепие на бокс и будет красота!
Поскольку в эту поездку буду открывать совершенно новые, ранее неизведанные регионы и города, заранее попросил напечатать наклейки Омской, Новосибирской областей, а также Алтайского края и Республики Алтай. Новые наклейки будут занимать своё почётное место на боксе сразу же после пересечения границ регионов. Думаю будет супер!
На этом заканчиваю. Если у кого-то будут советы или дополнительная информация по корректировке маршрута — готов прислушаться к Вашим рекомендациям и советам.
Каждый сам выбирает для себя направления движения. Главное, чтобы это было в кайф и приносило удовольствие. Путешествуйте с нами, путешествуйте сами, путешествуйте лучше нас!
Еще больше меня в Instagram — vanomerzlikin
P.S. Недавно встретил на дороге старшего брата своего Чероки — оранжевый Джип Гранд Чероки Трейлхок. Интересно, это его натуральный цвет?))
Автопутешествия и приключения: Республика Алтай
Несмотря на то, что отчётов про Алтай написано немало, не могу не поделиться своими впечатлениями о поездке в июле-августе 2021 года. Даже гиды, которых мы встречали на Алтае, говорили, что у нас шикарный маршрут.
Большое путешествие на Алтай на маленькой ОКЕ. Часть 2
Друзья, спасибо за отзывы и комментарии к первой части путешествия, продолжим дальше повествование о поездке. Для тех, кто не читал первую часть: автопутешествие Екатеринбург — Алтай — Ташанта — Екатеринбург, в круг получилось 6000 км с заездом в города по маршруту и поездкам по самому Алтаю.
Такой разный Алтай
Основной целью поездки был Горный Алтай. До этого уже трижды удавалось посетить этот чудесный уголок нашей страны, но охватывали преимущественно туристический Алтай, а желание увидеть ту дикую, мало тронутую человеком природу «кроилось» давненько, было перечитано множество отзывов, пересмотрено куча видео на ютубе, которые помогли составить четкий план путешествия.
Смотри туда, где хочешь оказаться
Начало мотосезона 2021 для меня ознаменовалось радостным событием смены железного друга. Мой выбор пал на BMW K1200LT. Выбор был осознанным. В первую очень исходя из класса. А так как мне уже за 40, «спорт» не рассматривал, а после чоппера хотелось что-то новое попробовать. И вот после предоплаты и непродолжительного ожидания, я стал владельцем такого красавца.
Большое путешествие на маленькой ОКЕ. Часть 1
Давно мечтал съездить на красавец Алтай, и вот летом 2021 года поездка состоялась. Маршрут был такой: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул— Горно-Алтайск — поездки по самому Алтаю — Ташанта (граница с Монголией) и обратный путь по тем же городам. Вышло в круг шесть тысяч километров. Изначально планировал ехать на мотоцикле, но, посмотрев погоду (обещали много дождей), решил отправиться в путь на маленьком автомобиле ОКА.
Неавтомобильное путешествие по Алтаю
Идеей поездки в Горный Алтай, заболел летом 2020 года. Много читал отзывов, посмотрел кучу фотографий Горного Алтая. Составил свой топ мест для посещения. Ближе к весне 2021 года я стал понимать, что моя машина совершенно не в том состоянии, чтобы покорять труднодоступные места. Тут бы в принципе доехать до Горного Алтая без поломок, от Екатеринбурга до Горно-Алтайска 2000 км. Было принято решение — еду без машины.
Закрытый гештальт. Стотысячный отчёт про Алтай
Ну, вот мы и съездили в Республику Алтай, спасибо ковиду. И на самом деле даже не хотели множить бессчётное количество отчётов об Алтае на «дроме», но родственники, друзья и коллеги, наши постоянные читатели буквально требуют публикации этого рассказа и ставшего уже традиционным фильма. Так что пришлось мне взяться за клавиатуру и мышь.
Семейный автопробег по Горному Алтаю: Марс 1, долина Актру
С 28 по 30 июля этого года совпали желания и возможности двумя родственными семьями посетить Горный Алтай. Об этом и будет рассказ, подкрепленный фотографиями. Замысел был такой: посетить Марс 1 28-го числа, 29 июля подняться в долину Актру и посетить ледник Большой Актру и Голубое озеро, и, если удастся, по пути к Малому Актру зайти на озеро Сачки и водопад. Путь целиком описывать смысла не вижу: доехали до Шебалино — значит близко Семинский, заехали в Хабаровку — Чике-Таман рядом, подъехали к Чибиту — Акташ появится вот-вот.
Дорогами Алтая 2021. Софийский (Аккольский) ледник. Часть вторая
Утро 3 июля встретило нас заморозком. Таким, что вода в ведре покрылась льдом, а трава инеем. Поскольку спали все в машинах, мороз мы не ощутили. Как только встало солнце, иней моментально исчез, а воздух прогрелся. Встали. Быстро, но без лишней суеты позавтракали и все вещи убрали в машины. Дмитрий с семьей взяли рацию и вышли первыми, в 9:40. Мы с Максом выдвинулись на 15 минут позже — заряжали аккумуляторы дрона.
Дорогами Горного Алтая 2021. Софийский (Аккольский) ледник. Часть первая
Представляю Вашему вниманию описание нашей поездки на Софийский (Аккольский) ледник в Кош-Агачском районе республики Алтай в июле этого года. Предыстория поездки такая — еще зимой узнали о существовании и относительной доступности ледника, после чего решили включить его в программу посещений на лето. Лето, как и предсказывали, настало. Сборы ускорил усиливающийся ковид и опасения того, что Кош-Агачский район закроют для посещений, как в прошлом году. Прогноз погоды благоприятствовал, срочных дел на работе не было, стало быть собираемся и едем!
Как путешествовать по Горному Алтаю на машине
Путешествие на автомобиле — лучший способ познакомиться с Горным Алтаем и отлично отдохнуть дикарем на природе. Посмотрите мой маршрут и почитайте советы. Узнайте, куда стоит поехать на легковой машине, а куда — на внедорожнике. Рассказываю, как организовать безопасный и интересный отдых.
Содержание:
Мои впечатления
Я обожаю автопутешествия! Они дарят неизмеримую свободу и множество впечатлений, которые не получишь на экскурсиях или в поездках на общественном транспорте. Путешествуя на машине по Алтаю, вы сможете добраться до самых классных мест за короткий срок и при том совсем недорого. В общем, поездка на автомобиле — лучший способ познакомиться с Алтаем, отдохнуть недорого и интересно.
Я собрал команду друзей, и мы целых полтора месяца колесили по алтайским дорогам. За это время мы посмотрели почти все самые главные достопримечательности Горного Алтая. Конечно, можно управиться и за меньший срок. Наша поездка получилась такой длительной, потому что в некоторых местах мы подолгу отдыхали дикарем. По неделе жили в парке Уч-Энмек и на Улаганских озерах посреди очаровательной тайги практически в одиночестве, без туристов по соседству. Несколько дней провели в палатке на берегу Катуни недалеко от Манжерока и по нескольку раз приезжали в самые полюбившиеся места (например, на Марс).
Если в вашем распоряжении всего неделя или две, то даже этого времени вам хватит на знакомство с основными достопримечательностями. Ниже я набросал маршрут для короткой, но насыщенной поездки на автомобиле по Алтаю.
Еду по Чуйскому тракту на Алтае. В парке Уч-Энмек.
Дороги и заправки
Главная дорога Горного Алтая — знаменитый Чуйский тракт. Мы его проехали до самого конца, до границы с Монголией. Вам я советую поступить так же. Это потрясающая дорога: на протяжении нескольких сотен километров пейзажи будут меняться постоянно — один лучше другого. Трасса в отличном состоянии, везде хороший асфальт, трафик невысокий даже в разгар летнего сезона. По пути много баз отдыха, гостевых домов, АЗС, столовых, поэтому путешествовать на машине будет комфортно.
Второстепенные дороги в Республике Алтай уже похуже: где-то разбитый асфальт, где то-то укатанная грунтовка, где-то зубодробительная терка, а где-то лютое бездорожье, доступное только внедорожнику.
Мы путешествовали на УАЗ «Патриоте», поэтому смогли добраться до нескольких самых удаленных и труднодоступных мест, про которые знают единицы: Джумалинские ключи, а также перевал Ачик с потрясающим видом на все основных хребты Горного Алтая и Белуху. Однако даже если у вас обычная легковушка, вы всё равно сможете посетить почти все достопримечательности самостоятельно. Лишь от нескольких мест придется отказаться или заказывать экскурсию на джипах.
Как я уже сказал выше, на Чуйском тракте есть вся инфраструктура, необходимая автопутешественникам. На второстепенных дорогах ситуация хуже, однако заправки и кафе есть в крупных селах и в стороне от тракта. Старайтесь заправлять полный бак при каждой возможности, если сворачиваете с тракта. Проверяйте, где будет следующая заправка, столовая или магазин в приложении Maps.me или навигаторе.
Чуйский тракт — трасса в отличном состоянии. Заправка в Ак-Боом. Но не бойтесь — есть и нормальные АЗС.
Куда можно поехать на любой машине
Здесь я расскажу про самые классные достопримечательности Горного Алтая и набросаю маршрут для путешествия на машине. Больше фотографий и информации о каждом месте вы найдете в нашем путеводителе по достопримечательностям Алтая.
Даже если у вас совсем немного времени, я советую вам обязательно проехать весь Чуйский тракт. Во-первых, по пути, прямо у дороги, есть много достопримечательностей, до которых легко добраться. Во-вторых, это очень красивая дорога. По мнению многих, одна из самых живописных в мире. Особенно трасса хороша ближе к концу, когда начинаются Курайская и Чуйская степи, над которыми величественно возвышаются заснеженные острые горные хребты. Красота невероятная! В общем, проехать Чуйский тракт — это программа минимум для поездки по Алтаю на машине.
Что посмотреть на Чуйском тракте и рядом
Парк Уч-Энмек — живописное место с историческими памятниками. Достаточно ехать не до самого конца (там сложная дорога), а проехать в сторону от тракта всего 10-15 км до стел и курганов, посмотреть их и вернуться обратно на трассу. Двух-трех часов на осмотр будет достаточно.
Ильгуменский порог. Здесь можно посмотреть на суровый нрав Катуни, заняться рафтингом или искупаться в прохладных водах реки. Хватит одного-двух часов. При желании можно остановиться в палатке или домике на базе отдыха.
Слияние Чуи и Катуни. Вода в реках разного цвета, поэтому место их слияния стало популярной достопримечательностью. Полчаса хватит на осмотр.
Петроглифы урочища Калбак-Таш и Адыр-Кан. Первый — это популярное место с наскальными рисунками различных эпох, там даже проводят экскурсии. Второй — дикое урочище, где можно вообразить себя исследователем и самостоятельно поискать древнюю живопись. Мы выбрали последний вариант. На осмотр потребуется примерно два-три часа.
Водопад Ширлак. Он находится почти у самой трассы, нужно пройти пешком примерно двадцать минут. Но водопад совсем неинтересный, поэтому можно смело пропустить.
Гейзерное озеро — очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Побывать там легко: съезжаете с трассы к турбазе «Маленький рай», платите 30 рублей за вход и по деревянным помостам идёте к озеру. На осмотр хватит одного часа.
Курайская и Чуйская степи. Фантастической красоты пейзажи! Любуйтесь ими прямо из окна машины и сделайте пару-тройку остановок на смотровых, к ним ведут многочисленные укатанные грунтовки по правую сторону — выбирайте любую.
Гигантская рябь течения в Курайской степи. Это необычная и малоизвестная достопримечательность Алтая, которую легко посмотреть на любом автомобиле. Вам нужно съехать с трассы и проехать несколько километров по грунтовке. Забравшись на холм, вы увидите необычный пейзаж в виде ряби, которую тысячи лет назад оставил сошедший с гор ледник. Лучше всего рябь видно на рассвете или закате при боковом освещении. На осмотр и дорогу потребуется примерно час-два.
Марс — самая яркая и очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Разноцветные породы создают причудливый пейзаж, который мало где увидишь. Очень советую здесь побывать, мы аж три раза приезжали. К Марсу от тракта ведет грунтовка нормального качества, так что сможете проехать на любой машине. Здесь можно провести от часа до целого дня.
Петроглифы на Джалгыз-тобе — еще один комплекс наскальных рисунков, только на этот раз без единого туриста. Еще бы! Так далеко в сердце Горного Алтая мало кто добирается. А ведь всего-то нужно проехать 7 км по грунтовке от трассы. Было очень увлекательно лазить по горе, выискивать и расшифровывать древние рисунки. Мы провели здесь часа два.
Долина реки Юстыд. Жемчужина среди достопримечательностей Горного Алтая! Самый конец Чуйского тракта, в паре километров от границы с Монголией. Здесь очень умиротворенно и красиво. Побывайте в долине на закате — гарантирую, это будет незабываемое завершение вашего автомобильного путешествия по Алтаю.
Приехали посмотреть стелы в парке Уч-Энмек. Гейзерное озеро в районе села Акташ. Чуйский тракт, участок в Курайской степи. Марсианские пейзажи Горного Алтая. Долина реки Юстыд — самая восточная точка нашей автоэкспедиции в Горный Алтай.
Места в стороне от Чуйского тракта
Есть еще немало красивых мест, куда можно поехать на Алтае на любой машине.
Очень популярен маршрут от Акташа через Улаган к перевалу Кату-Ярык. По пути вы посмотрите знаменитые Красные ворота и очаровательные Улаганские озера, где я очень рекомендую задержаться на денек-другой. В завершении пути вас ждет сам перевал Кату-Ярык и потрясающий вид на долину реки Чулышман с высоты 800 метров. Дорогу до перевала, хоть она и весьма убитая, осилит любая машина, а вот спускаться в долину Чулышмана по знаменитому серпантину стоит только на полноприводном автомобиле. Спуститься просто, а вот подняться обратно удается не каждому — в этом случае на помощь приходят местные, готовые за 5-6 тысяч отбуксировать по крутому серпантину застрявших внизу туристов. По долине реки Чулышман можно проехать до юга Телецкого озера только на внедорожнике. Я читал отчеты людей, рискнувших туда поехать на легковушке — в итоге машина так там и осталась. Мы в долину не поехали: к тому времени месяц как катались по Алтаю и уже не было большого желания.
Также на легковушке можно поехать к Тархатинскому мегалитическому комплексу. Это эдакий алтайский Стоунхендж — древняя обсерватория, построенная из каменных плит. Любопытное место для тех, кому интересна история. Нужно проехать 30 км от села Кош-Агач в Чуйской степи. К комплексу ведет грунтовка-терка, неприятная, пыльная, но доступная для любого авто.
Вид на долину реки Чулышман с перевала Кату-Ярык (самая дальняя от парковки точка — людей нет совсем).
Куда поехать на внедорожнике
Путешествовать по Горному Алтаю можно на любой машине, но только владельцы надежного полноприводного автомобиля смогут побывать в нескольких крутейших достопримечательностях, где почти не бывает туристов, а пейзажи своей красотой просто сносят мозг. Давайте посмотрим, куда стоит поехать!
Есть на Алтае одно секретное местечко, про которое почти никто не знает — перевал Ачик. К нему ведет сложная дорога от села Ак-Боом: подъем очень крутой, много больших булыжников, поэтому ехать нужно только на надежном внедорожнике. Наверху вас ждет потрясающая панорама с возможностью увидеть Белуху и все главные горные хребты Алтая. Мы остались там на ночевку, встретили закат и рассвет — получили море эмоций. Кроме нас там не было не души, только по пути туда встретили пару машин, которые уже возвращались.
Тем, кто ищет дикого отдыха без благ цивилизации, интернета и мобильной связи, советую поехать в Каракольский природный парк «Уч-Энмек», до самого конца, до кордона «Ару-Кем». Мы жили там целую неделю в национальном алтайском жилище — аиле. Пешком можно прогуляться до священного озера Ару-Кем.
Одно из самых удаленных мест Горного Алтая — Джумалинские ключи, где в радиоактивной воде любят лечиться местные (правда, иногда умирают прямо в ванной). Это дикий и далекий от цивилизации край, добираться сюда от ближайшего села Кош-Агач нужно целых 100 км по грунтовкам и бездорожью. Связи и электричества нет, но есть несколько домиков с нарами и печкой-буржуйкой. Места очень красивые, советую побывать! А вот купаться в источниках и пить из них воду не советую — нам от таких процедур стало плохо. Мы только вернувшись домой узнали, что вода там содержит радиоактивный элемент — радон.
Дальше Джумалинских ключей, за перевалом Теплый ключ, находится окутанное легендами плато Укок. Вот оно точно самое далекое и труднодоступное место на Алтае. Я очень хочу там побывать, но чтобы добраться туда, недостаточно просто иметь внедорожник: нужна подготовленная машина с лебедкой и шноркелем, а ехать обязательно нужно группой, потому что бездорожье там нешуточное, с бродами и топями. Кстати, именно на плато Укок нашли мумию знаменитой алтайской принцессы.
Примерно в тех же краях находится село Джазатор (Беляши), где я тоже хотел бы побывать, но в прошлую поездку не успел. Хочу посмотреть окружающие его горы и степь Самаху, расположенную чуть дальше.
Еще одно интересное для любителей бездорожья и великолепных панорамных видов место — Акташский ретранслятор. Я начал подъем, но еще почти в начале пути очень нехорошо стукнулся передним мостом о булыжник, срезав даже часть метала. Возникло неприятное предчувствие, и я решил не ехать, а вместо этого мы отправились на Ачик. Если поднимитесь, то на Акташском ретрансляторе вас ждет роскошный вид на Курайскую степь с высоты 3000 метров н.у.м.
Закат на перевале Ачик. Вид на Белуху (по вечерам она в облаках). Дорога на Джумалинские источники.
Отдых дикарем на Алтае
Если вы путешествуете на машине по Алтаю, то имеете отличную возможность отдохнуть дикарем на природе, вдали от цивилизации и туристов, для которых отдых — это только музыка погромче, пьянки и шашлык. Такие товарищи обычно отдыхают только в районе Чемала, Манжерока и на севере Телецкого озера, то есть в самом начале Чуйского тракта. За Семинским перевалом туристов намного меньше и культура отдыха у них другая. Почти на любой турбазе в этих краях вы сможете отдохнуть спокойно. Однако для тех, кому и этого мало, я расскажу про места совсем дикие и безлюдные.
Тихий отдых вдали от цивилизации можно найти на кордоне «Ару-Кем». Мы там жили неделю в традиционном аиле, платили по 400 рублей с человека. Также можно поставить палатку или поселиться в обычном гостевом доме. Связи нет.
Прекрасный дикий отдых ищите на Улаганских озерах — они очень красивы. Озер много, поэтому легко выбрать на свой вкус. Есть с относительно цивилизованными турбазами, а есть совсем дикие. Мы неделю жили в палатке на берегу озера Игисту-коль. Потрясающее место! Вокруг только девственная тайга и моря голубики с брусникой.
Неплохие турбазы есть в районе села Акташ. Из плюсов — близость к магазинам, столовым и наличие связи.
На одну ночь мы останавливались в аиле на турбазе в Курайской степи. Нам повезло: в тот вечер приезжал музыкант, и мы, сидя у костра под звездами, послушали настоящее горловое пение.
Ставить палатку в диких местах не рекомендую. Местные объяснили нам, что практически вся земля на Алтае кому-то принадлежит, поэтому к вам запросто могут подъехать хозяева или выдающие себя за таковых для разбирательств. Лучше избежать подобной ситуации, поэтому ставьте лагерь только на территориях турбаз по договоренности с управляющими. Обычно с палаточников берут по 50-200 рублей с человека. Где-то в цену включено пользование душем, где-то за это берут дополнительную плату. На цивилизованных базах есть кухня, интернет и возможность купить дрова.
Искать турбазы и прочее жилье рекомендую на Букинге, а также на Hotellook.com, чтобы найти скидки. Если вы не стали бронировать жилье заранее, то можно найти и на месте — просто поезжайте и выбирайте приглянувшиеся базы. Однако учитывайте, что в разгар сезона на популярных базах мест уже может не быть — мы с таким сталкивались.
Озеро Игисту-коль в Улаганском районе — отличное место для отдыха дикарем на Алтае для тех, кто на машине. Наш лагерь на перевале Ачик.
Сколько нужно денег
На Алтае мы провели полтора месяца — июль-август. Ездили на своем авто из Перми в компании друзей, нас было пятеро. Большую часть продуктов мы купили заранее и часто готовили сами. Жили в палатках, гостиницах, на базах отдыха.
Вот наши расходы в пересчете на двоих человек (кроме бензина — это общая сумма):
Бензин на дорогу туда и обратно | 23 000 |
Бензин на Алтае | 10 000 |
Ремонт авто | 1 000 |
Жилье в пути | 5 600 |
Жилье на Алтае | 19 500 |
Продукты | 21 500 |
Кафе | 10 700 |
Запас кофе | 3 400 |
Интернет и связь | 1 700 |
Достопримечательности | 1 300 |
Быт | 5 000 |
Прививки от клеща | 3 500 |
Лекарства | 2 900 |
Итого на двоих | 109 100 рублей |
Почти все достопримечательности мы смотрели бесплатно. Обед в кафе или столовых на двоих обычно выходил на 300-700 рублей. Проживание в домиках стоит по 400-700 рублей с человека.
Дополнительные расходы: туристическая экипировка — 48 000 рублей. Многое пришлось купить, но это вещи не на одну поездку.
Если не считать бензин и жилье в пути, ремонт, прививки, аптечку и зерновой кофе (без которого лично мы жить не можем), то получится 70 000 рублей на двоих, или 35 000 рублей на человека. Это чистые траты на сам отдых в Горном Алтае. Совсем немного! Ведь мы провели там полтора месяца и побывали практически везде.
Надеюсь, мой маршрут и советы помогут вам организовать отличную поездку на машине по достопримечательностям Горного Алтая. Желаю удачи!
Источник https://www.drive2.ru/b/594572458665721253/
Источник https://travel.drom.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9/
Источник https://make-trip.ru/altai/poezdka-na-mashine