ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

В статье рассматриваются актуальные проблемы экологического просвещения населения. Раскрывается ведущая роль экологического просвещения в вопросах сохранения природы . На примере экологического туризма обозначена необходимость проникновения личности в мир природы с целью его познания, сбережения, сохранения. Показана значимость экологического туризма как интегративного компонента экологического просвещения населения. Раскрыто понятие « экологического туризма », определены компоненты и выделены принципы экологического туризма . Установлено, что экологическое просвещение посетителей на экотуристических маршрутах направлено на непринужденное усвоение информации и норм поведения в природном окружении. Усвоение знаний достигается в результате органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту. Представлены выгоды от реализации экологического туризма . В ходе исследования было выявлено, что экологическое просвещение способствует освоению теоретических и практических знаний, умений и навыков, формированию ценностных ориентаций, поведения и деятельности, становлению ответственного отношения человека к природе . Практическая значимость от реализации экологического туризма заключается в формировании духовно-нравственной личности, в становлении природосообразных качеств личности. Через экотуризм возможно активно обучать людей на местах, прививать им любовь к природе , научить заботиться о ней, погрузить в проблемы охраны природы на региональном уровне, вовлечь туристов в решение местных природоохранных задач.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Волкова О. Н.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Современная концепция и социально-экономические аспекты развития экологического туризма в Республике Беларусь

Экологические маршруты как форма реализации экотуристического потенциала природных ландшафтов Припятского Полесья

ECOTOURISM AS AN INTEGRATIVE COMPONENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article discusses actual problems of environmental education. The leading role of environmental education for nature conservation is analyzed. The research shows that it is important for every person to keep in touch with nature to get skills to love, and preserve it. The authors stress significance of ecotourism as an integrative component of ecological education. The concept of «ecotourism» is revealed, the components are determined and the principles of ecotourism are highlighted. It is indicated that environmental education of visitors on ecotourism routes is aimed at enjoyable nature interpretation which is an organic combination of relaxation and knowledge. The benefits from the implementation of ecotourism are presented. The research proves that environmental education contributes to the development of theoretical and practical knowledge, skills and abilities, the formation of value orientations, behavior and activities, the formation of responsible attitude to nature. The practical significance of ecotourism is in the formation of personalities of high moral standards, loving nature and taking care of it. Ecotourism makes it is possible to train people locally, explain them problems of nature conservation at the regional level, involve tourists in solving local environmental problems.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Экосистемы, 27: 139-145 (2021)

Экологический туризм как интегративный компонент экологического просвещения населения

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Нижний Новгород, Россия ok6000@yandex. ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы экологического просвещения населения. Раскрывается ведущая роль экологического просвещения в вопросах сохранения природы. На примере экологического туризма обозначена необходимость проникновения личности в мир природы с целью его познания, сбережения, сохранения. Показана значимость экологического туризма как интегративного компонента экологического просвещения населения. Раскрыто понятие «экологического туризма», определены компоненты и выделены принципы экологического туризма. Установлено, что экологическое просвещение посетителей на экотуристических маршрутах направлено на непринужденное усвоение информации и норм поведения в природном окружении. Усвоение знаний достигается в результате органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту. Представлены выгоды от реализации экологического туризма. В ходе исследования было выявлено, что экологическое просвещение способствует освоению теоретических и практических знаний, умений и навыков, формированию ценностных ориентаций, поведения и деятельности, становлению ответственного отношения человека к природе. Практическая значимость от реализации экологического туризма заключается в формировании духовно-нравственной личности, в становлении природосообразных качеств личности. Через экотуризм возможно активно обучать людей на местах, прививать им любовь к природе, научить заботиться о ней, погрузить в проблемы охраны природы на региональном уровне, вовлечь туристов в решение местных природоохранных задач.

Ключевые слова: природа, человек, экологический кризис, устойчивое развитие, интеграция, экологический туризм, экологическое просвещение.

В настоящее время наблюдается повышение уровня потребления человеком природных ресурсов, а, следовательно, усиливается антропогенная нагрузка на природу. Уже сегодня глобальный экологический след человечества на треть превышает естественное воспроизводство планетой Земля природных ресурсов, что привело к дефициту биоемкости. Экологи Всемирного фонда дикой природы и Глобальной сети экологического следа установили, что для воспроизводства всех природных ресурсов, которые ежегодно потребляет человечество, необходимо полторы или даже две планеты Земля (Экологический след. 2021).

В основе устойчивого развития, сохранения и восстановления природных ресурсов лежит непрерывное экологическое просвещение человека, начиная с детского сада, средней школы, среднего и высшего учебного заведения, а также центра дополнительного образования специалистов. Актуальной повесткой дня в период нарастающего экологического кризиса становится экопросвещение населения, формирование «моды на экологию» (например, в области экодиетологии, «здоровой» одежды, биофармакологии, здорового образа жизни, экотуризма, другое). Следует отметить, что большой вклад при распространении экологических знаний, формировании экологической культуры, воспитании бережного отношения человека к природе вносят средства массовой информации, визит-центры, музеи природы, краеведческие музеи, экотехнологичные производства, другое. Отдельного внимания заслуживают особо охраняемые природные территории как места формирования бережного отношения человека к первозданной природе.

Через экотуризм возможно активно передавать, распространять экологические знания и опыт людям, прививать им любовь к природе, научить заботиться о ней, погрузить в

ISSN 2414-4738 Published by V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

проблемы охраны природы на региональном уровне, вовлечь туристов в решение местных природоохранных задач (Завадская и др., 2020).

Цель работы — показать, что экологический туризм является интегративным компонентом экологического просвещения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В России в период с 2018 по 2024 год реализуется национальный проект «Экология», который направлен на ликвидацию отходов производства и потребления, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, улучшение качества питьевых ресурсов, оздоровление водных объектов, защиту и воспроизводство биоразнообразия, лесов (Национальный проект. 2018).

В рамках нацпроекта «Экология» реализуется федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Согласно данного федерального проекта планируется увеличение количества особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. Базовое значение до момента разработки и реализации федерального проекта количество ООПТ составляло 211 шт. В ходе реализации федерального проекта по состоянию на 2019 год количество ООПТ составляло 223 шт. (+12 шт.), к 2021 году количество ООПТ планируется увеличить до 231 шт. (+8 шт.), а к 2024 — до 235 шт. (+4 шт.) (Национальный проект., 2018).

В то же время планируется увеличение площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. К 2019 году площадь ООПТ составляла 3,0 млн. га, к 2021 году — планируется увеличить площадь ООПТ до 4,0 млн. га (+1 млн. га), а к 2024 году — до 5 млн. га (+1 млн. га). Таким образом, на 5 млн. га будет увеличена площадь ООПТ за счет создания 24 новых ООПТ к концу 2024 года (Национальный проект., 2018).

Одновременно планируется увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения. Базовое значение до момента разработки и реализации федерального проекта количество посетителей на ООПТ составляло 3,57 млн. чел. В ходе реализации федерального проекта по состоянию на 2019 год количество посетителей на ООПТ составляло 4,31 млн. чел. (+0,74 млн. чел.), к 2021 году количество посетителей на ООПТ планируется увеличить до 5,62 млн. чел. (+1,31 млн. чел.), а к 2024 году — до 7,89 млн. чел. (+2,27 млн. чел.) (Национальный проект., 2018).

Читать статью  Экологический туризм мировые тенденции и перспективы развития

Считается, что через экологический туризм необходимо проводить экопросвещение на местах, возможно прививать любовь к окружающей природной среде, а через познание возможно формировать чувство заботы об окружающей природной среде.

Экологический туризм предполагает посещение особо охраняемых природных территорий, осуществление наблюдения за окружающей природной средой, ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма, активное обучение на местах.

Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, природные памятники, дендрологические парки и ботанические сады — все эти объекты относятся к особо охраняемым природным территориям. Известными объектами Всемирного природного наследия являются: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые горы Алтая, западный Кавказ, центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля, Убсунурская котловина, плато Путорана, Ленские столбы, ландшафты Даурии (Особо охраняемые., 2021).

Анализируя данные Росстата, можно сделать следующие выводы о реализации эколого-просветительской деятельности и развитии познавательного туризма на ООПТ:

1. Статистические данные о количестве экотроп и маршрутов на ООПТ федерального значения в 2019 году представлены в таблице 1.

Общее число видов туристических маршрутов на ООПТ федерального значения в 2019 году составило 1773 ед. (в 2018 году — 1667 ед.), из них водных маршрутов — 186, конных -77, пеших — 1148, прочих — 362. Наибольшее количество туристических маршрутов в 2019 году зафиксировано в национальных парках — 988 ед. (Государственный доклад ., 2020).

Сведения о количестве экотроп и маршрутов на ООПТ федерального значения

Наименование объекта Количество экотроп

Всего Национальные парки Государственные природные заповедники

Экотропы и маршруты 1773 988 509

2. Статистические данные о количестве посетителей экотроп и маршрутов на ООПТ федерального значения в 2019 году представлены в таблице 2.

Сведения о количестве посетителей экотроп и маршрутов на ООПТ федерального

значения в 2019 году

Наименование объекта Количестве посетителей экотроп и маршрутов, чел.

Всего Национальные парки Государственные природные заповедники

Экотропы и маршруты 10926056 4442375 958861

В 2019 году ООПТ федерального значения посетили более 10 млн. чел., что свидетельствует о спросе на экотуристические маршруты (Государственный доклад., 2020).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что через экотуризм необходимо активно просвещать людей. Особую роль при этом приобретает работа гида на экомаршруте. И заключается она не только в сопровождении и обеспечении безопасного маршрута, но и в том, чтобы поделиться частицей своего отношения к окружающей природной среде, прививать любовь к природе и заботиться о ней, погрузить в проблемы и реалии местности, вовлечь туристов в решение местных проблем. Во многом от работы гида, от его личных качеств и профессионализма зависят впечатления и эмоции туристов.

В настоящее время на смену массовому туризму приходит экологический, который подразумевает под собой ориентированность на путешествие в ненарушенную, дикую природу; на предотвращение негативного влияния туристской деятельности на природные комплексы (ландшафты, отдельных представителей животного мира); на эколого-просветительский и образовательный компонент такого туризма.

В 1983 году мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурейн впервые дал определение «экологического туризма» (Завадская и др., 2002).

В настоящее время под экологическим туризмом подразумевают путешествия в места с относительно нетронутой природой с познавательной целью, оказывая на них минимальное воздействие, способствуя сохранению объекта природного и культурного наследия, внося вклад в развитие местной экономики (Завадская и др., 2020; Экологический туризм., 2002).

Компоненты экологического туризма:

1. Общение с природой.

2. Познание природы.

3. Сохранение природы.

4. Уважение местной природы и культуры.

5. Уважение интересов местных жителей.

6. Вклад в развитие местной экономики (Завадская и др., 2020).

Принципы экологического туризма:

1. Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера (деградация природной среды в результате использования территории туристами не допускается, туристический маршрут тщательно планируется, контролируется и управляется, туристами соблюдаются правила поведения посещаемых природных территорий, при передвижении используется экологичный транспорт, мусор поступает на переработку, костры разводятся в специально оборудованных местах, изготовление сувениров из объектов живой природы запрещается, гостиницы построены из экологичных материалов, оснащены энергоэффективными технологиями, системами очистки сточных вод, отходы потребления утилизируются, используются «замкнутые» технологии, пища туристов состоит из максимального количества местных продуктов).

2. Содействие охране местной природы (реализация туристической деятельности пополняет финансирование охраняемых территорий, туристы-волонтеры принимают участие в природоохранной деятельности, сотрудничество населения и специалистов охраняемых территорий, повышение репутации ООПТ).

3. Вовлечение местного населения и получение ими доходов в результате реализации туристической деятельности (реализация местной продукции и сувениров, использование рабочего труда местного населения, охрана природного объекта становится экономически выгодной для населения).

4. Экологическое просвещение и образование посетителей на экотуристических маршрутах представляет собой распространение (пропаганду) экологических знаний, информирование посетителей о состоянии окружающей природной среды, об использовании природных ресурсов, об экологическом законодательстве, воспитание у них бережного отношения к природе.

Организовывать экологическое просвещение посетителей возможно на базе визит-центров, музеев природы, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств, других мест, расположенных рядом с особо охраняемой природной территорией (ООПТ). В них посетителям заранее предоставляют первоначальную информацию об ООПТ, о предстоящем экотуристическом маршруте, распространяют рекламно-информационную печатную продукцию и/или компьютерную продукцию (компакт-диски с аудио-, видеоматериалом, электронными изданиями, мультимедийными курсами). При экологическом просвещении посетителей используют интермедийные ресурсы (информационно-справочные системы, электронные журналы, интерактивные каталоги, информационные порталы, тематические WEB-сайты, телеконференции, системы дистанционного и онлайн-обучения). На экомаршруте квалифицированные гиды-натуралисты обязательно проводят познавательные беседы, лекции, тематические квесты, мастер-классы, эколого-просветительские и другие мероприятия.

Вдоль экотуристического маршрута размещают информационные стенды, в том числе с правилами поведения на маршруте, скульптуры, парки миниатюр, кормушки для птиц и животных с целью объединения человека и природы в одно целое, также это позволяет любителям природы поближе познакомиться с птицами и животными. Экотропы и маршруты обустраивают специальными площадками для длительного отдыха и фотосессий. Рядом организуют арома-участки с различными травами, которые привлекают своим приятным ароматом посетителей. Организация таких троп и маршрутов направлена на непринужденное усвоение информации и норм поведения в природном окружении. Усвоение знаний достигается в результате органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту.

Туристов знакомят с местными экологическими проблемами, а они по возможности доступными для них способами участвуют в решении этих проблем.

При организации экологического просвещения посетителей на экотуристических маршрутах возникает ряд проблем:

1. Недостаточное кадровое, финансовое, информационное, материально-техническое, учебно-методическое обеспечение экопросвещения;

2. Недостаточный уровень изучения экологической культуры разных категорий населения;

3. Недостаточно высокий уровень активности населения при реализации природоохранных мероприятий;

4. Недостаточно высокий уровень популярности экологического образа жизни населения (аналогично пропаганде здорового образа жизни);

5. Недостаточный уровень подготовки гидов на маршруте в сфере освоения лучших практик зарубежного и отечественного экологического просвещения (Завадская и др., 2020).

Руководство ООПТ использует в своей деятельности по возможности самые современные и эффективные формы и методы экологического просвещения населения:

1. сотрудничество со средствами массовой информации (руководство и сотрудники ООПТ предоставляют журналистам информацию о деятельности охраняемой территории, о происходящих в нем природных процессах, о реализуемых экологических мероприятиях, руководство организует интервью журналистов с сотрудниками ООПТ, выезды журналистов на территорию охраняемых мест).

2. рекламно — издательская деятельность (реклама способствует положительному формированию отношения населения к охраняемым территориям. Распространению информации об охраняемых местах способствуют листовки, буклеты, брошюры, календари, плакаты, другое.

3. создание фильмов и роликов (документальные фильмы о заповедных территориях позволяют демонстрировать богатство, красоту, разнообразие дикой природы. Их активно используют во время проведения экомероприятий как для взрослых, так и для детей).

4. экспозиционная деятельность (передвижные выставки, фотовыставки, детские конкурсы рисунков, которые размещаются в общественных местах).

5. экологические экскурсии (посетителям предоставляется возможность лично познакомиться с миром дикой первозданной заповедной природы и осознать его значимость, посещение охраняемой территории строго регламентируется, для посетителей устанавливаются специальные правила поведения).

6. экологические мероприятия (организация и проведение праздников, акций и т.п.).

7. сотрудничество с образовательными учреждениями (с воспитателями в детских садах, с учителями биологии и географии в школах, с преподавателями средних профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений в рамках проведения конкурсов, семинаров, лекториев, интерактивных занятий. Образовательным учреждениям предоставляется научно-популярная, методическая литература, аудио-, видеоматериалы, презентации об охраняемых территориях. Образовательные учреждения имеют право их размещения на своем официальном сайте, в социальных сетях и СМИ).

Выгоды от реализации экологического туризма:

1. Экономические: спрос порождает новые профессии в посещаемой местности, увеличивается количество рабочих мест, растет уровень дохода местного населения, оказывается поддержка местным товаропроизводителям, привлечение инвестиций, отчисления в местный бюджет, дополнительное финансирование ООПТ.

Читать статью  Анализ развития экологического туризма в мире

2. Социокультурные: формирование и развитие духовных, эстетических, этических, когнитивных ценностей, связанных с благополучной жизнедеятельностью как местного населения, так и туристов, повышение ценности места жительства местного населения за счет популяризации экомаршрута на природный объект, экологическое образование и просвещение людей, мотивация и поощрение местного населения за создание новых культурно-образовательных программ для туристов с применением различных традиций, ритуалов, обрядов, ремесел, мастерства, рукоделия и тому подобное.

3. Природоохранные: охрана объектов культурного наследия, природных ландшафтов, животного и растительного мира. Реализация природоохранных мероприятий с помощью туристов и местных жителей, их информирование о проблемах посещаемой и населяемой местности, их просвещение и обучение. Обучение и воспитание нового поколения ответственных потребителей. Самофинансирование деятельности особо охраняемых

природных территорий, вовлечение местного населения к сохранению и защите природных территорий, помощь в борьбе с браконьерством с помощью общественного контроля и присутствия туристов на территории (Завадская и др., 2020; Экологический туризм. 2002).

Таким образом, экологический туризм — это не вид туризма, а концепция его осуществления. Кроме познавательных интересов туристов, он подразумевает решение экологических проблем данной охраняемой территории. Экологический туризм — это экологически, социально и экономически ответственный туризм перед природой (туризм, минимально воздействующий на природу посещаемых объектов), перед местным населением (туризм, способствующий развитию посещаемой территории и росту благосостояния местных жителей; туризм, вносящий вклад в финансирование охранных территорий) и перед самими туристами (туризм, направленный на духовное обогащение, приобретение новых знаний и впечатлений). Организация экологических троп и маршрутов в туристической деятельности направлена на непринужденное усвоение информации и норм поведения человека в природном окружении. Усвоение знаний достигается в результате органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Экологический туризм акцентирует внимание на экологической ответственности. Основаниями для покупки туров является первозданность живой, дикой природы, ненарушенность ландшафтов. Деградация такой природы неизбежно ведет к потере популярности тура, а, следовательно, к снижению привлекательности объектов, к снижению уровня потока туристов, к финансовым потерям, к отсутствию возможности создания экологических фондов. Таким образом, необходимо снижать негативные воздействия на природу, сохранять ее первозданный облик, который привлекает туристов и обеспечивает развитие туристической деятельности, и в целом содействует устойчивому развитию посещаемых территорий. На практике к решению данной проблемы подходят либо формально, либо уже устраняют последствия. Ценность такого природного объекта теряется, снижается спрос на данный объект тура.

Формирование экологической ответственности населения происходит благодаря реализации гидами-натуралистами эколого-просветительских, образовательных мероприятий с учетом проблематики посещаемых территорий. Мероприятия направлены на распространение идей сохранения природы и ее ценностей. Через экотуризм пытаются донести до посетителей ценность и важность сохранения нетронутых уголков дикой природы с удивительным растительным и животным миром, привить людям экологическую культуру. Природоохранные учреждения идут на некоторую жертву, открывая нетронутую природу туристам (любое вмешательство (шумовое воздействие, инфраструктура, другое) в природу негативно воздействует на нее). Важно, чтобы данная жертва не была принесена впустую. Через экотуризм возможно помочь посетителям увидеть и прочувствовать настоящую дикую природу, которая сохранилась благодаря строгому режиму охраны. Грамотная эколого -просветительская программа поможет вовлечению туристов в решение проблем посещаемой территории.

Таким образом, вопросы сохранения природы имеют для человека основополагающее значение. Сегодня мы можем наблюдать процесс покорения природы человеком, который заставил нас задуматься о необратимых экологических последствиях. В условиях обострения экологических проблем резко возрастает роль экологического просвещения населения. Именно экологическое просвещение призвано сформировать личность с экологической мировоззренческой установкой, содействовать распространению экологических знаний, умений и навыков, которые позволят уменьшить часть экологических проблем, ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в бытовой или

профессиональной сферах важно не забывать о соблюдении баланса между удовлетворением своих потребностей и возможных экологических последствий, дать возможность понять каждому человеку его причастность к сохранению природы.

Экологический туризм может по праву быть включенным в систему экологического просвещения как один из его компонентов. Его практическая значимость заключается в формировании духовно-нравственной личности, в становлении природосообразных качеств личности. В процессе общения с природой он начинает осознавать себя как часть природы, а через экотуризм необходимо активно просвещать людей.

Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/ (просмотрено: 03.04.2021).

Национальный проект «Экология». Инфографика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7jHqkjTiGwAqKSgZP2LosFTpKo66kEu2.pdf (просмотрено: 03.04.2021).

Особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: ru.wikipedia.org/wiki/Особо охраняемые природные территории России (просмотрено: 03.04.2021).

Завадская А. В., Вебер Е. А., Волкова Е. В. Тропами Южной Камчатки: руководство для ответственных проводников в мир дикой природы [Под ред. А. В. Завадской]. — М.: Перо, 2020. — 308 с.

Экологический след [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wwf.ru/what-we-do/green-economy/ecological-footprint/ (просмотрено: 14.04.2021).

Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. — Тула: Гриф и К, 2002. — 284 с.

Volkova O. N. Ecotourism as an integrative component of environmental education // Ekosistemy. 2021. Iss. 27. P. 139-145.

The article discusses actual problems of environmental education. The leading role of environmental education for nature conservation is analyzed. The research shows that it is important for every person to keep in touch with nature to get skills to love, and preserve it. The authors stress significance of ecotourism as an integrative component of ecological education. The concept of «ecotourism» is revealed, the components are determined and the principles of ecotourism are highlighted. It is indicated that environmental education of visitors on ecotourism routes is aimed at enjoyable nature interpretation which is an organic combination of relaxation and knowledge. The benefits from the implementation of ecotourism are presented. The research proves that environmental education contributes to the development of theoretical and practical knowledge, skills and abilities, the formation of value orientations, behavior and activities, the formation of responsible attitude to nature. The practical significance of ecotourism is in the formation of personalities of high moral standards, loving nature and taking care of it. Ecotourism makes it is possible to train people locally, explain them problems of nature conservation at the regional level, involve tourists in solving local environmental problems.

Key words: nature, man, ecological crisis, sustainable development, integration, ecotourism, environmental education.

Просветительская деятельность заповедника способствует развитию экологической культуры у жителей как ближайших населенных пунктов, так и всего региона.

Экопросвещение помогает сформировать положительное отношение к особо охраняемой природной территории, понимание его роли и места в сохранении общего биоразнообразия и экологического баланса.

02 (13)

Эколого-просветительская деятельность не дублирует работу органов народного образования. Ее главная цель — обеспечить максимально широкую поддержку идеи бережного отношения к окружающей среде. Ф ормирование экологической культуры складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания рационального использования природных ресурсов. Итогом такой работы должно стать представление о заповеднике, как об особом элементе взаимоотношения общества и природы, о необходимости его строгой охраны.

В 2004 году в Приокско-Террасном заповеднике был создан отдел экологического просвещения . Его сотрудники проводят работу по трем направлениям:

  • Развитие экологического туризма и экскурсионной деятельности направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение внебюджетных средств, создание потенциала для развития партнерских отношений со сторонними организациями.
  • Формирование социально-культурной среды экологической направленности позволяет повысить социальную значимость заповедника, привлечь партнеров и целевые инвестиции.
  • Создание представительского пространства и дизайнерских разработок,площадок для экологической культурной деятельности, формирование имиджа заповедника как ретранслятора лучших медийных, интерактивных технологий и дизайнерских решений, привлечение внебюджетных средств через реализацию товаров и услуг на представительских площадках.

Телефон/факс: +7 4967 707-120 доб.127 (отдел экологического просвещения)

Это интересно

Острота зрения обыкновенной пустельги выше человеческой в 2,6 раза. Человек с таким зрением мог бы прочитать всю таблицу для проверки зрения с расстояния 90 метров. Кроме того, эта птица видит ультрафиолет.

ГЛАВА 9. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

«Leave no trace» («Не оставляй следа»). Заголовок нал сволом правил, регламентирующих повеление люлей на прироле и помешенных на оборотной стороне карты фелеральных земель и участков ликой приролы США

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

На IV Всемирном конгрессе охраняемых территорий (Каракас, 1992 г.) было заявлено, что одна из важнейших задач всех ООПТ мира заключается в организации эколого-просветительной работы и вовлечении местного населения в поддержку деятельности природоохранных территорий.

Читать статью  Реферат на тему " Экотуризм" | Методическая разработка по окружающему миру по теме: | Образовательная социальная сеть

Мировой опыт экологического просвещения как составной части развития экотуризма достаточно обширен. В России он не столь значителен, но все же позволяет сделать некоторые обобщения, полезные для практики.

В соответствии с действующим российским законодательством государственные природные заповедники выполняют эколого-просветительные функции. Эколого-просветительная деятельность входит в число основных задач, возложенных на заповедники.

Государственные заповедники обладают специфическими возможностями, позволяющими сформировать уникальную образовательную среду для работы с населением. Эколого-просветительный потенциал сети российских ООПТ чрезвычайно велик. Во-первых, охраняя ценнейшие природные территории, заповедники и национальные парки могут грамотно демонстрировать людям красоту, богатство сохраняемой природы, а также привлекать местное население, в первую очередь школьников, к непосредственной природоохранной деятельности.

Во-вторых, в заповедниках и национальных парках работают квалифицированные специалисты в области биологии, экологии, лесного хозяйства. Проводимое на протяжении многих десятилетий изучение экологии отдельных видов, наблюдение за изменениями в природных экосистемах, сравнение этих процессов с тем, что происходит в освоенной, деградированной среде, при умелой интерпретации может наглядно демонстрировать населению значимость сохранения именно дикой природы и всего биологического разнообразия, а также необходимость природоохранных мер.

В-третьих, в заповедниках и национальных парках имеется или создается материальная база для ведения экологического просвещения: музеи природы, визит-центры, экологические тропы, экспозиции под открытым небом и т.д.

Немаловажную роль в развитии экологического просвещения играет создание соответствующей нормативной базы. Особенно этот процесс активизировался за последние 12 лет начиная с принятия нового Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации. В 1993 г. директорам заповедников было направлено инструктивное письмо Минприроды России «Об усилении экологопросветительной деятельности в заповедниках». В нем, в частности, были перечислены конкретные направления работы, выполняемые с учетом специфики заповедников. Тогда же заповедникам было поручено сформировать специализированные подразделения по экологопросветительной деятельности. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором заповедники впервые были определены в качестве эколого-просветительных учреждений. В 1998 г. Госкомэкологии России и Рослесхоз утвердили Концепцию работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. В 1999 г. Госкомэкологии России утвердил Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительной деятельности в государственных природных заповедниках Госкомэкологии России. Во всех этих документах обозначены цели и задачи, основные направления, порядок организации и финансирования эко- лого- просветительной деятельности.

За последние годы стало очевидно, что, уделяя серьезное внимание работе с населением, российские заповедники и национальные парки могут играть важную роль в изменении отношения общества к проблемам охраны природного богатства России, сохранения видового разнообразия, охраны отдельных редких и ценных видов растений и животных. Кроме того, именно эта деятельность помогает работникам заповедников находить единомышленников, партнеров среди людей, представляющих все группы общества — деловые круги и религиозные концессии, творческую интеллигенцию и властные структуры, привлекать дополнительные средства для природоохранной деятельности и тем самым обеспечивать возможность успешного функционирования системы ООПТ.

В настоящее время в большинстве заповедников и национальных парков созданы отделы, группы или центры экологического просвещения. Они постепенно становятся организационно-методическими центрами работы с местным населением и посетителями, а также своего рода пресс-центрами, аккумулирующими информацию о научных и природоохранных достижениях заповедника или парка, с тем чтобы знакомить с нею жителей региона. Например, при Лазовском заповеднике (Приморский край) действует Центр экологического просвещения и воспитания, который выполняет функции информационного пункта. В нем сотрудники Центра проводят лекции, беседы с посетителями, организуют просмотры видеофильмов, ведут занятия факультативов со школьниками и семинары для учителей. В течение года его посещают около четырех тысяч человек. Кроме того, на территории заповедника функционирует музей природы, в котором проводятся экскурсии для взрослого населения и занятия для детей.

В эколого-просветительную работу, в популяризацию экологических знаний, идей охраны живой природы в той или иной степени могут и должны быть вовлечены все работники заповедников и национальных парков — от научных сотрудников до работников охраны.

Основные направления деятельности и конкретные мероприятия, направленные на создание и развитие на базе ООПТ системы непрерывного экологического просвещения, включают в себя:

  • ? подготовку кадров;
  • ? подготовку методических материалов;
  • ? привлечение организаций-партнеров;
  • ? работу с местными органами образования и педагогами;
  • ? работу со средствами массовой информации.

Достижение поставленных целей и решение стратегических задач

эколого-просветительной деятельности требует выделения целевых групп населения. Для каждой такой группы необходимо использовать различные эколого-просветительные программы, соответствующие как психологическим особенностям, возрасту, здоровью, условиям жизни, а также той социальной функции, которую данная группа населения выполняет в обществе.

Специфика эколого-просветительной работы с отдельными группами определяется, с одной стороны, целями, которые ставят перед собой «экопросветители», а с другой — интересами участников группы. Это влияет на сочетание содержания программы и методов, используемых при ее реализации.

Ключевая проблема состоит в отсутствии у многих посетителей понимания ценности дикой природы как национального достояния, им не известна важная роль ООПТ в сохранении природы, не ясны мотивы личного участия в природоохранной деятельности. В связи с этим приоритетная задача заключается в развитии экологической культуры людей, формировании персональной ответственности у каждого посетителя за свое поведение и поведение других участников группы в условиях дикой природы, а также в обучении их основным правилам поведения на экологических маршрутах.

Эколого-познавательные программы должны учитывать специфику различных категорий посетителей, в частности:

  • ? отдыхающих в местных санаториях;
  • ? приезжающих в заповедник на краткосрочные экскурсии;
  • ? членов туристских групп;
  • ? организованных групп учащихся различного возраста;
  • ? детей в сопровождении родителей;
  • ? специализированных групп (научных сотрудников, специалистов охраны природы и т.д.).

Программы для посетителей должны носить ознакомительный, обзорный характер. В процессе реализации экологических программ их участники должны получить не только определенную информацию, но и позитивный эмоциональный настрой на ответственное, бережное отношение к природному богатству.

Для местного населения существует такая ключевая проблема, как социально-экономические противоречия между стремлением к хозяйственному использованию природных ресурсов (выпас скота, рубка леса и т.д.) и теми ограничениями, которые необходимо соблюдать для охраны природы на данной территории. В связи с этим приоритетной задачей становятся формирование ответственности людей за сохранение живой природы на своей территории, обучение местных жителей профессиям, связанным с рекреационно-просветительной деятельностью заповедника (проводники, экскурсоводы и т.д.), а также сферой обслуживания посетителей.

Решение этой задачи возможно путем осуществления ряда программ, направленных на различные фокусные группы местных жителей:

  • ? «Социологический мониторинг отношения населения к деятельности заповедника». Предполагает периодическое анкетирование различных категорий населения (школьников, лиц трудоспособного возраста, пенсионеров);
  • ? курсы подготовки экскурсоводов, проводников (инструкторов);
  • ? «Мастерская народных промыслов». Программа направлена на создание условий для местных жителей по изготовлению сувенирно-художественной продукции;
  • ? «Фольклорно-экологический клуб»;
  • ? цикл бесед сотрудников О О ПТ с местными жителями о проблемах охраны природы;
  • ? распространение среди местных жителей периодического «Информационного листка ООПТ».

Ключевая проблема для учащихся заключается в том, что они, усваивая определенные экологические знания, при этом, как правило, не проявляют достаточную личную заинтересованность и активность в конкретных делах по защите природы. В контексте этой проблемы приоритетная задача состоит в формировании гуманного отношения детей к живой природе, в организации их активного участия в природоохранных акциях. Эта задача может быть решена в тесном сотрудничестве с такими образовательными учреждениями, как школы, колледжи, лицеи, гимназии, учреждениями дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т.п.), детскими дошкольными учреждениями, училищами.

Программы могут быть направлены как на углубление курсов школьных дисциплин (биологии, географии) путем усиления в их содержании природоохранной тематики, так и на непосредственное использование просветительных ресурсов заповедника. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми может стать регулярная организация летних экологических лагерей. Постоянная работа детских кружков и клубов «Юных исследователей природы», «Юных друзей заповедника», детских эколого-фольклорных коллективов и других позволит вовлечь в эколого-просветительную работу детей с различными интересами. Можно объединить всю работу со школьниками в неформальных коллективах экологической направленности в детское экологическое движение в поддержку заповедников, предложив этому движению разработать природоохранный Устав (Кодекс) и соответствующую символику: флаг, значки, косынки и кепки. Необходимо также обеспечить связь и обмен информацией и группами между детскими коллективами, вовлеченными в эколого-просветительную деятельность заповедников и национальных парков региона, и организовать участие группы школьников — экологов-активистов в одном из общероссийских экологических мероприятий.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-turizm-kak-integrativnyy-komponent-ekologicheskogo-prosvescheniya-naseleniya

Источник https://pt-zapovednik.ru/ekologicheskoe-prosveshhenie-i-poznava-2/

Источник https://bstudy.net/651887/turizm/glava_ekologicheskoe_prosveschenie_obuchenie