Содержание

О спортивном велотуризме

В этом, 2006 году, наш областной клуб туристов, расположенный на Пролетарской, 3, решил возобновить подготовку кадров для велотуризма. Такая система подготовки существовала во времена СССР, сейчас это вряд ли возможно в прежних объемах (годовой план подготовки, финансирование, предоставление турбаз для семинаров), но главное — начать, не так ли? Эта инициатива касается не только вело-, но и других видов туризма, например, лыжный семинар пройдет нынче третий раз. Само это начинание заслуживает нашей поддержки и внимания безусловно, ибо целенаправленной подготовкой взрослых велотуристов не занимается в нашем городе никто. А велолюбителей и тех, кто хочет попробовать себя не только в покатушках, а и в дальних велопоходах — становится все больше и больше. Выглядеть это будет так: в течении февраля-марта формируется группа инструкторов и руководителей велопоходов, которые в апреле проходят теоретическую и практическую подготовку. Теория заключается в лекциях в свободной форме, которые будут читаться опытными туристами раз в неделю в областном турклубе. Практика — в походах выходного дня (ПВД) по выходным, где будущие участники велопоходов могут наработать практические походные навыки. В это же время проходит подготовка снаряжения, «утряска» состава групп, скатывания участников, уточнение маршрутов. В первомайские выходные (напомню: 1-2 мая — суббота/воскресенье, 3-4-5 — рабочие дни, 6-7 — выходные), проходят зачетные велопоходы 1-2-3 категории сложности (к.с.), после которых участники и руководители получают справки о прохождении велопохода.

Вопрос: зачем все это нужно?

I. Что такое спортивный велопоход

В нашей стране существует организация под названием «Туристско-спортивный союз России» (ТССР). По ее документам живет и регламентирует свою текущую деятельность целая система турклубов — областных, городских, районных (а также ВУЗовских и заводских). Так вот, ТССР дает следующие определения:

  • Путешествие — это мероприятие, связанное с передвижением человека в природной среде на любых технических средствах и без таковых, в одиночку или в составе группы, с познавательными, оздоровительными, спортивными и др. целями.
  • Спортивный поход (СП) — это путешествие, которое соответствует «Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов» (ЕВСКЕМ) и проводится по «Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. (Приняты Туристско-спортивным союзом России (ТССР) на 2001-2004 гг.).» В соответствии с разрядными требованиями за участие в соревнованиях туристских СП присваиваются спортивные разряды и звания России.
  • Спортивный тур — (туристско-спортивный, активный туристский, приключенческий, экстремальный и др.) — это сопровождение (обслуживание) туристов на маршрутах, содержащих категорированные препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, пороги, пещеры и т.д.) и др. факторы маршрута.

То есть спортивный велопоход проводится в соответствии с «Правилами…», отчет по этому походу может принять участие в соревновании туристических походов по России, участникам похода могут быть присвоены спортивные разряды — от III взрослого до Мастера Спорта по велотуризму.

2. Спортивный велотуризм

Зачем он нужен?

В качестве ответа прекрасно подойдут выдержки из письма Ильи Гуревича, направленного им в российскую велокомиссию (полный текст на сайте «ВелоПитера»). Поскольку Илья любезно разрешил мне использовать его текст, привожу его фрагментарно, по мере изложения материала:

«…Итак, для чего нужен спортивный велотуризм?
Велотуризм — один из самых распространенных видов туризма, однако, подавляющее большинство велотуристов никакого отношения к спорту не имеет. Просто люди садятся на велосипеды и путешествуют по всему миру, посещают интересные места, крутя педали в свое удовольствие. Однако есть и люди, которые стремятся не к отдыху, а к преодолению. Для таких людей как раз спортивный велотуризм был бы полезен для решения следующих задач:
— Для понимания своих возможностей. Скажем, человек Петя прошел 8-ми-дневный поход по грунтовый дорогам, проехал 500км и задается вопросом: а на сколько это серьезное достижение? Где я нахожусь, на уровне новичка, мастера или третьеразрядника?
— Для создания соревновательного духа. Тот же Петя, осознав свои возможности, захочет сделать более сложный поход, чем его приятель Вася, и критерием здесь могут быть правила спортивного велотуризма. А сам соревновательный дух — это отличное подспорье для развития и массовости велотуризма.
— Для обмена опытом и постановки новых целей. Обмен опытом — понятно: спортивный велотуризм культивируется в клубах. Постановка целей — упомянутый Петя, проехав свой первый поход, хочет поставить перед собой более сложные задачи. Какие? Ответ на этот вопрос должен дать ему спортивный велотуризм. Скажу также, что отчет о походе — документ, хранящийся в Интернете или в оффлайновой библиотеке — и как следствие, он будет доступен последователям.»

Добавлю от себя, что спортивный велотуризм дает возможность постепенно завоевывать спортивные же звания, вплоть до мастера спорта (чуть не написал: «…выпушки, петлички…» ). И это тоже может быть интересно!

Перед тем, как пойти в велопоход, группа велотуристов заявляет маршрут, его рассматривает Маршрутно-Квалификационная Комиссия и допускает группу к старту. Кроме того, Маршрутно-Квалификационная Комиссия (МКК) контролирует сроки прохождения похода (по посланным с маршрута телеграммам), поднимает тревогу, если группа не вышла на связь в контрольные сроки. Далее МКК проверяет соответствие пройденного маршрута заявленному и принимает решение о зачете/незачете похода. В спортивной группе должен быть руководитель и распределены обязанности завхоза, медика, механика. Понятно, что это скорее всего непрофессионалы, но в любом случае это участники с определенным опытом, который может пригодиться в сложной ситуации. То есть спортивная группа — это, как правило, более подготовленные люди, и соответственно у группы в целом больше шансов успешно пройти намеченный маршрут. В спортивной группе руководитель четко знает, где в данный момент находятся участники, контролирует физическое и психологическое состояние, может и должен помочь в трудный момент. В спортивной группе ЧП огромного масштаба — потерять коллегу на маршруте, в отличие от туристов западного, индивидуального стиля. (Видел я заблудшего (в кедах!) на боковой ледник парня из Чехии, который просто потерял ориентировку и не знал, куда идти. А все его товарищи, более мощные физически, просто ушли вперед).

Конечно, есть и минусы. Поход должен быть пройден по намеченному маршруту и в заявленные сроки. То есть группа находится в определенных временных и географических рамках, зачастую для своевременного прохождения приходится жертвовать какими-то интересными экскурсиями, отдыхом, в конце концов. Ну тут уж каждый, попробовав, принимает решение сам, продолжать далее ходить в спортивные велопоходы или нет.

3. Категория сложности похода

Эта часть текста была написана, когда мне просто хотелось простым человеческим языком рассказать о категориях сложности велопоходов и методике подсчета, с этим связанной. И направили меня сюда три причины:

Читать статью  Велотуризм. Виды и преимущества. Снаряжение и особенности

Первая — те муки, которые я испытал при написании отчета по пройденному походу для сдачи в наш областной турклуб. Сухость методического указания навевала тоску, а примитивные в общем-то формулы расчетов вызывали просто зевоту.

Вторая — большое желание, чтобы информация о моих походах сохранилась в архиве турклуба. Я считаю свои походы, которые задумал и осуществил как руководитель, как минимум заслуживающими внимания и достойными быть сохраненными в архиве турклуба.

И третья — желание облегчить работу коллегам-велотуристам по оформлению категории сложности похода. Если бы у меня была под руками удобоваримая инструкция, мне было бы намного проще. Но ее не было и я штудировал то, что было под руками.

По мере преодоления материалов росло и уважение к создателям методики. Плох закон или хорош, но он есть. Так и тут — какие бы сейчас споры не шли вокруг методики категорирования (а их, этих методик, не одна), то, что есть, дает базу для подсчета сложности похода.

Другое дело, что изложена эта методика недостаточно (на мой взгляд) доступно, и неопытному пользователю, которым я собственно являюсь и сейчас, приходится тратить много времени, чтоб достоверно рассчитать маршрут. Я захотел изложить то же самое, но несколько по-другому. Исходные материалы, которыми я пользовался, полностью изложены на сайте волгоградского велоклуба «Орион».

Должен предупредить, что вследствие сознательного ограничения задачи я не привел достаточно много нюансов, знание которых может как помочь, так и осложнить задачу пользователю. Для более глубокого знания предмета читателю придется основательно изучить документы на сайте «Ориона» .

Результат моей свободной компиляции предлагаю вашему вниманию.

Постановка задачи: я хочу провести велопоход III к.с. в качестве руководителя. На моем примере попробуем разобраться с основными параметрами похода.

Поехали!

Основной показатель СП — Категория Сложности.

КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ (к.с.) — комплексный показатель велосипедного похода, в котором учитывается протяженность и продолжительность маршрута, интенсивность прохождения, характер дорожной поверхности, сезонность, высотные условия, наличие локальных и протяженных препятствий.

В спортивном велотуризме на сегодня существует 6 категорий сложности вело-маршрутов — с первой по шестую. «Единичка» — самая простая, начальная. Шестая категория — только-только начала применяться и пока в России достаточно мало людей, которые прошли официально шестерку.

Поскольку спортивный поход регламентирован Правилами, к участникам и к маршруту предъявляются определенные требования. Логичным образом мы переходим к следующему пункту:

4. Кто может принять участие в спортивном велопоходе

Вот такие требования существуют к участникам и руководителям походов, согласно Правилам:

Таблица 1. Требования к руководителям и участникам спортивных походов:

*** Допускается замена участия в походе VI к.с. руководством вторым походом V к.с.

Примечание 1. МКК — Маршрутно-Квалификационная Комиссия — общественный (как правило) орган при клубе туристов, который имеет право на основании поданных документов выпустить группу в заявленный поход и после прохождения принять и зарегистрировать отчет.

Примечание 2. В походах III-V к.с. (~) одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории ниже, в походах II к.с. — с опытом участия в некатегорийных походах.

То есть я как руководитель велопохода III к.с. согласно Правилам должен быть старше 18 лет, количество участвующих в планируемом походе не менее 2-х, я должен иметь опыт участия в походе III к.с. и руководства походом II к.с. Моим спутникам должно быть не менее 15 лет и у них должен быть опыт похода II к.с. Примерно треть группы может иметь опыт похода I к.с. (Так называемые «процентники»).

Сложно? Не думаю. Все идет по принципу постепенности — в походах начальных к.с. нарабатывается драгоценный туристический и психологический опыт, приобретаются друзья, с которыми легче и в походах и по жизни.

Для справки привожу таблицу требований к спортивным званиям (для тех, кому интересно эти звания получить):

Примечание. Это только требования. Саму процедуру я не рассматриваю, всю информацию можно скачать на сайте велоклуба «Орион» или получить в вашем (городском, областном) турклубе.

Таблица 2. Требования к руководителям спортивных походов:

РАЗРЯДЫ Категории сложности спортивных походов
I II III IV V VI
у р у р у р у р у р у р
МСМК (м) 1 2
МСМК (ж) 1 1*
МС (м) 1 2
МС (ж) 1 1
КМС 1 1
I 1 1 1
II 1 1
III 1
I юн. Совершить один поход III степени сложности
II юн. Совершить один поход II степени сложности
III юн. Совершить один поход I степени сложности

Примечание:
— в таблицах использованы сокращения: У — участник; Р — руководитель
* — допускается замена на 2 похода V к.с., совершенных в качестве руководителя. В этом случае рейтинг участия в Чемпионате набирается среди походов V к.с.

Исходя из Табл.2, я, как руководитель похода III к.с., после утверждения отчета МКК (маршрутно-квалификационной комиссией) турклуба могу претендовать на присвоение мне 1 разряда по спортивному велотуризму.

Таблица 3. Требования к участникам спортивных походов

РАЗРЯДЫ Категории сложности спортивных походов
I II III IV V VI
у р у р у р у р у р у р
МС (м) 1 4
МС (ж) 1 2
КМС 1 4
I 2 2
II 2
III 1
I юн. Совершить один поход III степени сложности
II юн. Совершить один поход II степени сложности
III юн. Совершить один поход I степени сложности

5. Минимальные требования к спортивному походу

После того как мы разобрались с требованиями к количеству и опыту участников похода, пора переходить к требованиям к самому походу. Определение к.с. было дано выше по тексту.

Таблица 4. Минимальная протяженность и длительность спортивного велопохода

Параметр маршрута Категория сложности
I к.с. II к.с. III к.с. IV к.с. V к.с. VI к.с.
L минимальная, км 300 400 500 600 700 800
Т минимальная, ходовых дней 6 8 10 13 16 20

Кроме длительности и протяженности в категорийном велопоходе должны присутствовать определяющие препятствия (ОП). Это те препятствия на маршруте, которые оказывают наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Чтобы как-то количественно оценить ОП, вводится понятие категории трудности ОП.

Минимальные требования к наличию определяющих препятствий соответствующих категорий трудности приведены в Табл.5:

Таблица 5. Требования к наличию определяющих препятствий спортивного велопохода

К.С. маршрута Минимальное кол-во определяющих препятствий категорий трудности
I к.т. II к.т. III к.т. IV к.т. V к.т. VI к.т.
I 2
II 1 2
III 1 2
IV 1 2
V 1 2
VI 1 2 2

Как определить категорию трудности препятствия, мы рассмотрим ниже.

Уже горячее: за наш «троечный» велопоход моей группе нужно пройти минимально 500 км за 10 ходовых дней. Это же немного! Но при этом на маршруте нужно преодолеть минимум одно определяющее препятствие, соответствующее 2 категории трудности и два — третьей. Осталось разобраться с категориями трудности, и — вперед!

Что такое спортивный велотуризм

Все что может помочь заниматься спортом.

Сегодня вести здоровый образ жизни и активно отдыхать стало модно. Многие люди пересаживаются с автомобилей на велосипеды, ведь велотуризм – это прекрасный способ не только поддерживать физическую форму, но и познавать мир.

По сравнению с пешими походами путешествия на велосипеде позволяют преодолевать большие расстояния за меньшее время. Что касается автомобильных поездок, велосипед отличается большей проходимостью и меньшей затратностью.

Кроме того, езда на велосипеде укрепляет мышцы ног, помогает избавиться от лишних килограммов, тренирует сердце и сосуды, подтягивает кожу. Сегодня в нашей стране существуют даже специальные школы велотуризма, где любой может пройти курс обучения.

Велотуризм

Veloturizm 2

Главное, что выгодно отличает велосипедный туризм, — это непременный заряд позитива, бодрости и укрепление здоровья. Пешая ходьба быстро надоедает, занятия на тренажерах весьма утомительны, а вот крутить педали на свежем воздухе, наслаждаясь окружающим пейзажем, по нраву, пожалуй, всем.

Кроме того, велосипедная езда — это отличная кардио нагрузка, в результате которой клетки тела насыщаются кислородом. Потому другое название велотуризма — аэротерапия. Велотуризм улучшает физическую форму, бодрит, тонизирует мускулатуру, укрепляет иммунитет, вызывает аппетит. Если верить результатам научных исследований показали, у велотуристов даже повышается уровень интеллекта.

Читать статью  Велотуры по Крыму 2022 - велосипедные маршруты, цены

Польза велотуризма:

  • Улучшение кровообращения.
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы.
  • Проработка мышц ягодиц и ног.
  • Снижение веса.
  • Положительные эмоции.
  • Профилактика варикоза.
  • Расслабление нервной системы, борьба со стрессом и бессонницей.
  • Рост уверенности в себе.
Виды велосипедных путешествий

Прежде, чем пополнить ряды любителей велопоходов, необходимо определиться с тем, какой вид активного велоотдыха предпочтителен. Велотуризм разнообразен, что позволяет каждому желающему найти оптимальный вариант для себя, совместить отдых и езду на велосипеде.

Классический

Его отличие от пешего турпохода состоит лишь в том, что для передвижения используется велосипед. Все остальное остается неизменным: ночевка на природе с палатками, приготовленная на костре еда. Главное его преимущество – возможность преодолевать немалые дистанции за непродолжительное время, причем снаряжение можно везти, а не тащить на спине. Это отличный вариант для отдыха в выходные с семьей или компанией друзей.

Veloturizm klassicheskii

Цивилизованный велосипедный туризм

Эта разновидность пользуется особым спросом. Его отличие состоит в том, что ночевки проходят не на природе, а в комфортабельном отеле, и пища не готовится на костре, а приобретается в кафе или в магазинах. Все это позволяет путешествовать налегке, без дополнительного снаряжения: палаток, спальных мешков, посуды, продуктов для приготовления еды и т.п.

Такой велосипедный туризм называется европейским. Он подходит для тех людей, кто не может отказаться даже на время от пользования прелестями цивилизации.

Познавательные велопоходы

Самый простой и любимый многими вид туризма. Путешественники на велосипедах знакомятся с достопримечательностями, осматривают памятники истории и природы. Здесь не требуется никаких навыков или снаряжения. Можно отдыхать один день или несколько — все зависит от желания велотуриста.

Спортивный велотуризм

Это многодневные путешествия на велосипеде вместе со всем необходимым обмундированием, которые носят название велотуристического многоборья. Этот вид под силу только опытным велолюбителям. Маршруты, как правило, сложны: в них присутствуют бездорожье, лесные троп и другие труднопроходимые места. По итогам таких походов спортсмену причисляется определенная категория.

Многие предпочитают гоночный вид спортивного велотуризма. Здесь нет бездорожья, меньше снаряжения, а дистанции превышают 200 км.

Velo turizm sportivnyi

Приключенческие велопоходы

Это путешествия на велосипедах по труднодоступной местности, например, по пустыне или тропическому лесу. Их организуют турфирмы для любителей экстремального отдыха. Обычно группу велосипедистов сопровождает автобус, которым можно воспользоваться в случае дождя, усталости и в других случаях.

Разновидности велосипедов

Велотуризм немыслим без хорошего велосипеда, поэтому важно выбрать его правильно, с учетом того маршрута, который планируется преодолеть.

Горный велосипед

Поездки по горам и холмам очень популярны, что связано с красотой пейзажей. И здесь необходим велосипед с высокой проходимостью, что обеспечит удобство передвижения в разных условиях.

Кроме того, горный велосипед отличают:
  • Особая форма рамы.
  • Конструкция с багажником.
  • Амортизированная вилка впереди.

Такой байк довольно универсален, его можно использовать и для езды по городу, и для спорта, и для путешествий. Однако из-за своей нестандартной конструкции такой велосипед достаточно тяжелый, что снижает его маневренность. Кроме того, в случае поломки помочь сможет только профессионал.

Шоссейно-гоночный велосипед

Подходят для езды по асфальтированным дорогам, в связи с чем оснащены тонкими шинами — трубками. У таких байков, пожалуй, самая низкая проходимость. Кроме того, они сложны в управлении, поэтому путешествовать на них без проблем под силу лишь опытным велосипедистам.

Туристический велосипед

Представляет собой усовершенствованный вариант шоссейного.

Его преимущества:
  • Легкость передвижения по асфальтированным и грунтовым дорогам.
  • Высокая курсовая устойчивость.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Большое число передач (18-27).
Не лишен он и недостатков:
  • Низкая маневренность.
  • Трудности в прохождении технически сложных трасс.
Гибриды

Это современная модификация, объединяющая туристический и горный велосипеды. От горного взята геометрия рамы, количество передач и вынос руля. Диаметр колеса составляет 28 дюймов, передние оснащены амортизаторами.

Гибриды способны развивать высокую скорость и имеют хорошую проходимость. Поэтому они ориентированы на жесткие режимы движения.

Дорожный велосипед

Имеет надежную конструкцию и покрышки, широкий набор передач и отличную проходимость. Рама проста, амортизационная вилка отсутствует. Сиденье мягкое и расположено высоко, что повышает комфортность езды на нем. Такие байки предназначены для городской езды и неспешных прогулок на малые расстояния. Еще одна отличительная особенность такого велосипеда — его невысокая стоимость.

Как подготовиться к велопоходу

Велотуризм любим многими, но при неправильном подходе уже первое путешествие может отбить желание заниматься этим дальше. Поэтому важно как следует подготовиться, продумать маршрут, подобрать снаряжение и пр. Немаловажен и соответствующий психологический настрой.

Velo turizm gotovnost

Вот несколько рекомендаций о том, как настроиться на поездку:
  • Велотуризм предполагает определенные физические усилия: крутить педали придется самому по любой дороге и при любых погодных условиях. К этому нужно быть эмоционально готовым, поскольку в дороге времени на раздумья уже не будет.
  • Для того, чтобы в поездке не было скучно или неуютно в одиночестве, лучше отправляться в велопоход с семьей или в компании единомышленников.
  • На сложном участке маршрута не следует напрягаться. Лучше расслабиться, снизить темп и полюбоваться пейзажем.
  • В дороге могут возникать неопределенности, всего спланировать нельзя. Любой туризм интересен именно такими нештатными ситуациями. Необходимо настроиться на встречу с ними и запастись оптимизмом.
  • Не следует превозмогаться, ведь велотуризм — прежде всего приятный отдых. Почувствовав усталость, лучше сойти с дистанции, поесть в ближайшем кафе. Необязательно спать в лесу в палатке, если такой отдых непривычен и не доставляет ничего, кроме дискомфорта. Лучше отдохнуть в гостинице на мягкой кровати.
  • Свои возможности и опыт нужно оценивать адекватно. Розовые очки способны навредить, но и недооценивать себя нельзя. При определенной доле уверенности в своих силах можно добиться поразительных результатов. А добавить такой уверенности поможет хорошая физическая подготовка. Поэтому перед длительным путешествием можно немного поупражняться на малых дистанциях.
Полезное снаряжение

Turisticheskoe snariazhenie na velosipede

  • Специальный рюкзак. Необходим для распределения груза и его перемещения посредством велосипеда. Для рюкзака необходим чехол, защищающий его от дождя и грязи. Для этих же целей используются специальные крылья.
  • Багажник, монтированный на велосипед. Наиболее легкими являются алюминиевые багажники, но если нужна прочность, лучше выбрать стальной.
  • Для многодневного путешествия пригодится сумка на руль. В нее кладут самое необходимое, чтобы каждый раз не останавливаться в дороге.
  • Желающие знать пройденное расстояние и скорость движения могут приобрести велокомпьютер.
  • Ночью велосипедисту необходима фара на руль и мигалка сзади, которая делает велосипед заметным на трассе для других возможных участников движения.
  • Для того, чтобы припарковать велосипед у кафе или магазина, понадобится велосипедный замок — он убережет от кражи транспортного средства.
  • Контактные педали помогут надежно закрепить ногу. Это, в свою очередь, позволит не слишком напрягаться, выполняя вращательные движения. Такие аксессуары лучше использовать совместно с велосипедной обувью.

Veloturizm 3

Велотуризм позволяет каждому выбрать подходящий для себя вариант отдыха и необходимого снаряжения, который принесет максимум пользы и удовольствия. Можно попробовать каждый из видов и выбрать тот, что больше по душе, ведь все их объединяет одно — желание путешествовать.

Велосипедный туризм — что это и чем он привлекателен

Велосипедный туризм — что это и чем он привлекателен

Увлекательный, азартный, полезный велосипедный туризм − это не развлечение, а образ жизни для многих путешественников. Демократический вид здорового и захватывающего времяпрепровождения стал модным трендом современной жизни. Велотуризм не только поддерживает физическую форму, но и расширяет возможности в познании мира. Велосипед как минимум вдвое увеличивают скорость передвижения, позволяя добраться к недоступным для автомобиля местам. От цели поездки зависит выбор одежды, снаряжения, удобных модернизированных моделей байков. Хотя экологически чистый велопоход связан с определенным риском, правильная подготовка позволяет легко пройти сложные маршруты.

Читать статью  Велотуризм: с чего начать и личный опыт | ВелоЖурнал

Чем привлекателен велосипедный туризм

привлекательность велосипедного туризма

Отдых с пользой для души и тела − девиз велотуриста, которым может стать любой здоровый человек независимо от возраста. Людей, решивших присоединиться к отряду путешественников на двухколеснике, интересует вопрос: чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности нужно учитывать отдыхающему. Заряд позитива, всплеск адреналина, свободное передвижение на большие расстояния, возможность в любой момент поменять маршрут для единения с природой − небольшой перечень преимуществ активной передышки от городской суеты. На пути встретятся достопримечательности, укромные уголки, уникальные места природы, которые не увидишь из окна экскурсионного автобуса. По сравнению с пешими походами, велосипедный турист преодолеет большие расстояния за меньшее время. Велосипед проедет по тропам, недоступным автомобилю. Неоспорима польза велотуризма для здоровья человека:

  • при поездке задействована половина мышц тела;
  • за один час езды на велосипеде сжигается 500-600 ккал, снижается масса тела;
  • в кровь поступает в 2 раза больше кислорода и на треть увеличивается объем легких;
  • привлекательный отдых снимает стрессы, улучшает сон, замедляет процессы старения;
  • езда на велосипеде укрепляет сердечно-сосудистую систему и иммунитет.

Особенности

Научные исследования выявили у людей, занимающихся велосипедным туризмом, повышенный уровень IQ. Путешественники на двухколесном транспорте гарантированно получают заряд позитива и аэротерапии. Главные особенности велотуризма:

  1. Перед поездкой можно пройти курс обучения в специальных школах для велосипедистов.
  2. Путешествие не требует больших финансовых вложений.
  3. Нужен только велосипед, удобная одежда, снаряжение.
  4. Поломки в пути легко отремонтировать.
  5. Велосипедный турист получает возможность широкого обзора, что важно для эстетического восприятия красот природы.
  6. Маршруты доступны во всех странах мира (особенно в Европе, где для велосипедного туризма создана специальная инфраструктура).

Виды велотуризма

По конструктивным особенностям привлекательное увлечение подразделяется на виды. Например, с рюкзаком для велотуризма отправляются в традиционный поход на природе. Тяжелый груз повезет не спина, а велосипед. Цивилизованные (европейские) туры организовывают и в городах, и в дальних странах. Такой вид велосипедного туризма предоставляет возможность отдохнуть в хорошем отеле, уютном хостеле или кемпинге. Здесь не будет острых приключений и преград по пересеченной местности, зато можно насладиться достопримечательностями и живописными картинами природы. Вести велотуризма постоянно сообщают о необычных маршрутах. Например, об отдыхе в Тунисе. Полезные советы пригодятся путешественникам, решившим взять напрокат велосипед для посещения африканского острова Джерба.

По длительности велосипедные поездки могут быть однодневными и многодневными. Можно осуществить и велопоход выходного дня, и отправиться на три месяца за тысячи километров от родного дома. В зависимости от личных предпочтений и выбранного маршрута, подбирается модель велосипеда и снаряжение. Любители полежать под пальмами не выберут зимний велотуризм, а поклонники горного велосипеда отдадут предпочтение байкерскому отдыху. Каждый путешественник найдет оптимальный вариант. Все что нужно − это определиться с видом велотуризма.

Спортивный

Увлечение этим видом требует хорошей физической подготовки, т.к. не относится к разряду активного отдыха. Федерацией спортивного туризма установлено 6 категорий велосипедного похода − от самого простого до повышенной сложности, связанной с преградами.

Спортивная дисциплина предполагает использование велосипеда как единственного средства передвижения с регламентированным временем и установленной протяженностью маршрута. Например, проехать на велосипеде 800 км за 20 дней. Половина пути состоит из труднопроходимых дорог, заболоченных участков, переправ через реки. Желающие получить первую категорию должны преодолеть 300 км за 6 дней.

Сторонники спортивного велотуризма, приравненного к многоборью, выбирают велосипеды облегченного веса, с 4-5 передачами скоростей и без багажников.

Гонщицкий

гоночный велосипедный туризм

Маршруты вело-путешественников отличаются уровнем сложности. Гонщицкий велотуризм характеризуется скоростной ездой по комфортным дорогам. Этому виду отдают предпочтение профессиональные спортсмены с многолетним стажем. Велосипедисты не останавливаются на пикники, едут без груза, преодолевают за день более 200 км. Одиночные или командные путешествия требуют основательной подготовки. Гоночный вид спортивного велотуризма подразумевает прохождение заданного расстояния за минимальное время.

Экспедиционный

Велосипедисты, предпочитающие сочетать красоту природы с рискованной ездой, выбирают маршруты с участками разной сложности. В экспедиционном виде велотуризма обязательно присутствуют болота, горные тропы, замерзшие водоемы. Путешествие «с препятствиями» сочетается с отдыхом в обустроенной палатке, горячей едой, интересными вечерами у костра. Для поездок выбирают горные велосипеды с широкими покрышками, хорошей проходимостью, грузоподъемностью. Улучшенные велосипедные модели выпускаются в США, странах Европы.

Байкерский

Сторонники этого вида велотуризма максимально испытывают крепость своего двухколесного транспорта. Агрессивная езда наполнена прыжками, опасными поворотами, трамплинами. Этот вид туризма привлекает велосипедистов, желающих пощекотать нервы. Байки-внедорожники созданы для езды в сложных условиях. Велосипеды с крепкой рамой, широкими колесами, большим набором передач (24-27) характеризуются универсальной и сверхпрочной конструкцией. Байкерский велосипедный туризм подходит для спорта, длительных путешествий и решает 4 задачи:

  1. Помогает насыщенно и необычно провести отпуск.
  2. Улучшает физическую активность и здоровье велосипедиста.
  3. Дает выброс адреналина, который невозможно получить в обычных условиях.
  4. Проверяет и демонстрирует мощность велосипеда.

Рекомендации по выбору велосипеда для велосипедного туризма

велосипед для туризма

Путешествие станет успешным, если правильно подобрать транспортное средство. Например, конструкция дорожного велосипеда создана для езды с прямой спиной при отсутствии распределения веса на руль. Поэтому вне трассы с гравийным покрытием или при встрече с уклоном на пересеченной местности у велосипедных туристов возникают проблемы. Для разных видов отдыха подбирают байки с учетом технических характеристик.

Тип велосипеда Назначение Особенности
Туринги Исключают агрессивный экстремальный стиль катания
Используются для спортивного вида велотуризма и традиционных походов
Прочная основа
Легкий ход по грунтовым дорогам и ровному шоссе
Повышенная грузоподъемность
18-27 передач
Горные Высокая проходимость по бездорожью
Велосипеды предназначены для городского туризма, дальних путешествий, спортивного катания
Внедорожная рама
Надежные амортизаторы
Широкие колеса
До 27 передач
Гибридные Объединение туристического и горного велосипеда с хорошей проходимостью, жестким режимом движения Большое колесо
Передние амортизаторы
Шоссейная рама
Дорожные Практичные велосипедные модели подходят для длительных путешествий разной сложности Прочная конструкция
Мощные колеса
Мягкое седло
Отсутствует амортизационная вилка
Гоночные Скоростная езда по ровным дорогам Низкая проходимость
Тонкие шины
Слабая маневренность велосипеда

Профессионалы советуют при выборе модели учесть главные требования к средству передвижения велотуриста:

  • надежность велосипеда;
  • легкий вес;
  • крепкая рама (лучше из стали или титана);
  • передняя вилка с воздушным и гидравлическим амортизатором;
  • комфортное седло;
  • широкие шины;
  • прямой руль;
  • тройная кривошипная система;
  • хорошие тормоза;
  • наличие велосипедного багажника;
  • перевозимый вес груза − 25 кг;
  • велосипед должен подходить для движения по пересеченной местности.

Какое снаряжение необходимо иметь с собой

Велопоход − не только захватывающее путешествие по неизведанным тропам. Перед заездом турист должен подготовить следующее снаряжение:

  1. Маршрут с указанием мест для плановых остановок.
  2. Палатка, спальник.
  3. Рюкзак для велотуриста.
  4. Специальная одежда.
  5. Запас воды и пищи. .
  6. Кухонные принадлежности.
  7. Газовая горелка.
  8. Котелок, топорик, спички.
  9. Таблетки сухого горючего.
  10. Насос, запасная камера, набор инструмента на случай ремонта велосипеда.
  11. Сумка на руль.
  12. Дождевик, полиэтиленовая пленка. , мигалки, фонарь.
  13. Коврик из пластмассовой пенки для сохранения тепла или надувной матрас.
  14. Герметичный мешок для хранения документов, одежды, денег.
  15. Пакеты для мусора.
  16. Моток алюминиевой проволоки.
  17. Страховка велотуриста.

Необходимая велосипедная одежда

велосипедная одежда

Неопытные туристы в последнюю очередь собирают личные вещи. Велосипедисты считают, что на их упаковку нет времени, тут главное состоит в подготовке велосипеда и выборе маршрута. Подготовленная заранее экипировка сделает путешествие комфортным, не заставит велосипедиста мерзнуть или изнывать от жары. Одежда и обувь велотуриста подбирается в зависимости от сезона и длительности похода. Обязательные элементы экипировки:

  1. Велосипедный шлем, защищающий голову от травм при падении.
  2. Перчатки с гелиевыми вставками (уменьшают давление на руки, обеспечивают надежное сцепление с рулем при торможении). Летом выбирают перчатки из легких материалов с короткими пальцами.
  3. Облегающие шорты или удобные эластичные штаны, которые облегчают работу мышц и суставов малого таза.
  4. Велосипедное термобелье для осенних поездок.
  5. Куртка из ткани, хорошо впитывающая пот. .
  6. Легкая вязаная шапочка.
  7. Светоотражающие ленты, пришитые на одежду.
  8. Кроссовки, зафиксированные на педалях велосипеда.
  9. Шерстяные и хлопчатобумажные носки.

Для однодневных поездок подбирают удобную спортивную одежду ярких расцветок. Велосипедиста должны видеть все участники дорожного движения.

Заключение

Первый заезд в истории велосипедного туризма осуществил сэр Джон Фостер Фрейзер (1896 г.). Вместе с товарищами шотландский писатель отправился в кругосветное путешествие на безопасных велосипедах Rover. Приятели объездили 17 стран и преодолели 20 тысяч миль за два года и 2 месяца. С тех пор велотуристы не ставят задачу проверить личную выносливость или установить новый рекорд скорости. Главная цель поездок − полюбоваться пейзажами, увидеть красивые города, хорошо отдохнуть наедине с собой или в компании друзей.

Источник https://biomehanika-ekb.ru/blog/377-sport-cycling.html

Источник https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/veloturizm/

Источник https://bikepedia.ru/sovety/veloturizm/