Содержание
Путешествие в Горный Алтай 2019. Часть 1
Всем привет.
Сразу оговорюсь, что все сравнения и оценки сугубо индивидуальны. В планах не было никого обидеть. Как говорится на вкус и цвет…
Мысль о посещении горного Алтая не давала мне покоя несколько лет. И вот наконец в этом году мы решились ее воплотить. Маршрут начал строить чуть ли не за год. Узнавал на просторах паутины где и куда можно съездить, что посмотреть. Узнавал у соседей, друзей и знакомых, кто уже был на Алтае. Скажу сразу, большинство Новосибирце, Кемеровцев, Омичей и прибрежных с Алтаем регионов никогда небыли на Алтае. Ну или же считают что были, побывав в Белокурихе или на озере Ая. При этом мне рассказывают красоты Алтая… Но большинство — это не есть все. Много кто и был, много кто что видел.
Итак, после того, как было все изучено родился следующий маршрут. Тарко-Сале (ЯНАО) — Тюмень — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Горно-Алтайск — Чемал — Ташанта — Баян Улгий — Омск — Екатеринбург — Пермь — Ханты-Мансийск — Тарко-Сале.
Вводные:
Автомобиль — Cadillac Escalade, объем 6.2, 409 л.с.
Навигатор — Maps.me для работы в режиме «без интернета» и возможностью нанесения точек.
Решено провести на Алтае 7-12 дней, с учетом проживания в палатках около 50% ночей.
Полный багажник — палатка, два спальника, подстилки, одеяла, подушки, стол и стулья, посуда, газовая плита, мангал, штатив для фотоаппарата и многое другое.
Было решено поехать вдвоем с супругой, так как старший сын отправился в лагерь, а младшим на Алтае будет по любому не интересно, они отправились к бабушке. Уже за неделю до выезда планы поменялись. 6и летный сын сказал хочу ехать с Вами и мы ему купили билет из Анапы до Тюмени. Поэтому в маршруте присутствует Тюмень.
Итак, настал день выезда. Про дорогу до Тюмени писать особо нечего, 1600 км прошли без особых напряг. Единственно, мешают многочисленные ремонты дорог. С Тюмени рванули в Петропавловск, навестить родственников супруги. Про границу особо тоже писать нечего — загран паспорта не нужны, на круглосуточной (!) таможне (потом объясню почему я заострил внимание) все четко и интуитивно понятно.
Проведя день в Казахстане, выезжаем на Омск. Кстати, в Казахстане 95й бензин 160 тенге, учитывая курс 1 к 6, получается 26,6 рублей. Как то так, братцы.
Пару дней в Омске и двигаем на Новосиб. Погода меняется, вместо +30 дождь и +17, темень, портится настроение
. Снимаем гостиницу.
Гостиница улыбнула. Все чисто, но туалет со стеклянной стеной, прикрыт шторкой. Причем шторка снаружи, и ситуацией владеет не тот кто в туалете, а тот кто в номере
Наутро встречаемся с одноклубником «СЭМ Сибирский» с форума «Escaladeclub.su». Давно общались на форуме, а увидеться довелось только сейчас. Затем посещение знаменитого Новосибирского зоопарка и выдвигаемся на Алтай.
Итак, первая запланированная остановка на Алтае, это деревня Сростки, родина Василия Шукшина. На въезде в поселок с левой стороны есть ряд торговых лавок с зеленой крышей. Там очень вкусные беляши и чебуреки по приемлемым ценам. Есть еще и дальше, но цена выше и не так вкусно. Не доезжая до АЗС «Лукойл» направо уходит дорога, сворачиваем на нее и затем в первый же поворот налево. Дорога мимо кладбища уходит круто вверх и наверху открывается вид на памятник Шукшину. Мы приехали часов в 6 вечера туда, народу никого абсолютно не было. И в такой миг понимаешь, почему именно тут Шукшин любил проводить время. Вдалеке деревня, внизу река, тихо.
Первая мысль была поставить тут палатку на ночь. Сели, поели чебуреки. Решили не оставаться, двинуть до Горно-Алтайска, заранее выбрав Гостиницу на букинге.
На подъезде к Горно-Алтайску стоит стела «Республика Алтай». Первая встреча с рекой Катунь, фотки с металлическим туристом и собакой.
Едем гостиницу. Городок небольшой, по навигатору сразу нашли гостиницу Парнас. Все чисто, в стоимость включен завтрак. Цена, точно не помню, но в районе 2200 за номер. Оставив вещи решили прогуляться, времени было в районе 9 часов вечера. Походили по местному парку, заглянули в несколько магазинов. Взяв на вечер пивка, решили обсудить дальнейшие планы и заглянуть в прогноз погоды на ближайшее будущее. Четно говоря прогноз не радовал. Каждый день был нарисован дождь. Но делать нечего, зря ехали что ли, тем более по градусам было в районе 17-22 градусов. На телецкое озере было решено не ехать, так как там по оценкам «бывалых» нечего делать.
Утром, позавтракав, выезжаем на озеро Ая. Предварительно заскочив в Майму, там на въезде есть большой «охотнико-рыбацкий» магазин. Спиннинг с мононитью в багажнике, блесна тоже. Беру местную снасть «сплетня» и банку червей. Ая… Ну че сказать тем кто мне его хвалил…Делать там нефиг. Большая лужа, все плещутся и орут. Подъехать негде. Искупались и назад до машины, жаль потраченное время. Сразу от озера есть поворот на достопримечательность «Чертов палец», сворачиваем туда, но натыкаемся на шлагбаум, где чувак в потрепанной куртке предлагает нам заплатить 350 рублей за посещение. Отказываемся, и не из-за того, что денег жалко, а от того, что от того что мы ему заплатим, не станет лучше дорога, не станет лучше сервис, да и в конце концов, не его этот чертов палец. Да и ехать еще километра 1,5 по бездорожью, а потом придется возвращаться. В общем не едем.
Следующая точка — Манжерок. Подъезжаем к стоянке, встать негде, все везде занято, по ощущениям на стоянках около полутысячи машин. Встают где попало. Паркуемся. Наша цель — кресельный подъемник в гору. Очередь в кассы видно метров за 300. Впрочем длина очереди не далеко ушла от этого, две очереди в две кассы метров по 70. Час стояния в очереди. Взрослый билет, если точно помню — 390, детский в районе 200. Еще такая же очередь на сам подъемник после покупки билетов. Но мы заранее заняли очередь и за билетами и на подъемник, поэтому все получилось в 2 раза быстрее. Подъем около 25 минут. Спуск тоже. На горе традиционно прохладно, лучше взять вещи.
На самой горе делать вообще нефиг, поэтому через 10 минут едем вниз. Вид отличный, к посещению рекомендую лишь для того, чтоб посмотреть с горы и прокатиться на подъемнике. Поверьте, есть с чем сравнивать (к примеру Роза Хутор или Ай-Петри). Спускаемся вниз, больше тут делать нечего, держим путь на Бирюзовую катунь.
Заезжаем через платный мост в сторону бирюзовой катуни и тавдинских пещер.
Проезд 100 рублей наличкой в автомат. После моста направо — на озеро, налево — в тавдинские пещеры. Доехали до озера, посмотрели, даже выходить не стали. Вообще там делать нефиг. Очередное расфуфыренное озеро. Поехали в пещеры. Как обычно, сталкиваемся с очередью в кассы, причем продав определенное количество билетов, для 1 группы, касса закрывается, потом открывается только через полчаса. Как раз в двух этих получасовых перерывах, пока шла наша очередь мы успели перекусить в местном кафе. Но в пещеры мы так и не попали, начался дождь, и как нам пояснили, на время дождя экскурсии прекращаются…Принимаем решение посетить пещеры на обратном пути. Двигаем на Чемал.
Кто не знает, Чуйский тракт — от Новосибирска до Ташанты, но чтоб попасть в Чемал, приходится свернуть с тракта в сторону. Дорога хорошая, нужно ехать километров 70. Доезжаем до поселка Чемал. Здешние цели — Чемальская ГЭС, остров Патмос, водопад, смотровая площадка Че-Чкыш. Подъезжая к поселку видно множество разных баз, домов отдыха, но мы едем дальше, проехав отворот на Чемальскую ГЭС в сторону Куюса. Сразу за поселком есть поворот направо, с баннером «Турбаза у Михалыча». Едем туда и попадаем в туристические кемпинги. К михалычу мы не попали, остановились в том, который прямо на слиянии Катуни и реки Чемал. Уже вечер, подошли, спросили где можно поставить палатку. Выбрать место нужно было самим. Стоимость 100 рублей с машины и 300 за палатку. Разбиваем лагерь.
Недалеко есть еще несколько компаний с палатками, туалеты, в которых чисто, за 100 рублей дрова, и питьевая вода. В дополнение ко всему приятный, но довольно сильный шум Катуни.
Приготовив поесть на плите, посидев под винцо на свежем воздухе — ложимся спать.
Утро встретило солнцем, решаем день провести тут. Идем на Чемальскую ГЭС, опять традиционный вход 100 рублей. Берем билет проходим на плотину. С плотины вход в машинный зал Чемальской ГЭС, которая давно не работает. Две девицы — экскурсоводы увидев нас внутри зала чуть не ногами вытолкали нас наружу, при этом обвиняя нас, что дескать, как вы набрались наглости то зайти сюда с билетами за 100 рублей.
Нужно было типа брать за 250. Пытаюсь объяснить, что я не в курсе, и нам никто не говорил. Но это не помогает, нас выправаживают. Не смертельно — но осадок остался. Пройдя по канатному мосту на другую сторону Чемала можно попасть на остров Патмос. Классный мост, уютная часовня на острове.
Не более того, по слухам ожидал большего. Возвращаемся. Сына прокатили на тарзанке за 500 рублей и вернулись к палатке на обед. После обеда выдвигаемся на водопад и смотровую площадку. Ехать километров 15. Дорога хорошая, но вдруг начинается дождь, но не большой. К водопаду вход — традиционные теперь уже 200 рублей. Берем. Идти к водопаду в гору около километра. Водопадик маленький, вода ледяная, но считаю стоящим путешествия. Даже искупались
По возвращении заглядываем на смотровую площадку. Вид в принципе себя оправдывает
. Наскальные рисунки есть дальше, километров 30, где-то возле Куюса. Но туда не поехали.
Спускаемся вниз и едем в сторону палатки. По пути решаем, что остаемся еще на одну ночь и не плохо бы заехать в магазины и набрать провианта. Чемал в принципе большой поселок, есть как продуктовые супермаркеты так и хозяйственные. Пополнили запасы газа, продуктов, купили свежего хариуса, шашки с нардами и двинули «домой». Вечер как всегда приятный, шум воды и больше ничего. Никто из соседей никому не мешает, все наслаждаются тишиной.
Выспавшись, собираем вещи, палатку и выдвигаемся опять на Чуйский тракт. Следующая наша цель — Семинский перевал. Многие говорят СемИнский перевал, хотя я считаю, что раз есть река Сёма, значит тут и перевал Сёминский.
Подводя итог первой части скажу, в те места которые описаны тут, я бы возможно больше не поехал при следующей поездке. Чемал — сильно туристический, завален туристами, шумно, не тот отдых которого я ждал. Но самое интересное еще впереди. О продолжении рассказа — во второй части.
Автопутешествия и приключения: Алтай
Выехали рано утром и к обеду прибыли на место первой стоянки недалеко от посёлка Черемшанка на берегу Катуни. Это примерно 40 км после Маймы. Довольно живописные места, тем более для людей, приехавших с равнины. Здесь мы остались на пару дней, шашлык, пивко, рыбалка (мы ж не как не могли поверить людям, заявляющим, что в Катуни рыбы нет :)). Заскучав на второй день, приняли решение ехать дальше.
Поездка из Омска на южный берег Телецкого озера на ВАЗ-21102, Honda Prelude и Mazda Proceed
Сразу скажу — доехали. Итак, ранее утро 18 июля — выезд из Омска. Часовая пробка в Новосибирске перед ГЭС, остановка на ней на традиционный перекус и дальнейший путь в сторону Усть-Семы, не доезжая которой 5-7 километров и планировали остановиться на берегу Катуни на пару дней для осмотра местных достопримечательностей.
Из Новосибирска сквозь Алтай до края России на Mitsubishi Pajero (август 2009). Очень длинно и много цветных картинок
План был такой: по трассе М-52 Новосибирск — Усть-Сема — Эликманар (несколько не М-52, но недалеко, база «Корсар») — пос. Каракол (база отдыха «Уч-Энмек») — Курай (гостевой дом) — Кош-Агач (ну надо же на границу поглазеть) — юг Телецкого озера (кемпинг «Кырсай») — Балыкча (турбаза «Эзен») — Иодро (турбаза «Кур-Кечу») — Узнезя (по реке Куюм база «Благодать»). Всего дней на 8-10.
Путешествие на Горный Алтай с небольшой долей экстрима на Toyota Kluger V
Маршрут: мы решили, что поедем в Горный Алтай, по пути заедем в церковь, построенную на месте гибели Евдокимова, купим мёда, веников в Горном Алтае, остановимся в Баранголе с ночёвкой. Там живёт семья Каташ — друзья Желницких. Мы переночуем у них, а утром отправимся в село Усть-Кан, только уже на трёх машинах
Поездка из Омска на Алтай на Volkswagen Passat по маршруту: Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск — Телецкое озеро
Первым захотел на Алтай отец. Меня Алтай заинтересовал после прочтения не одного рассказа о поездках на Алтай на Drom.ru, а Андрея просто позвали с собой, мама поехать не смогла, она работала в это время.
Русский экстрим на Алтае на Mitsubishi Lancer Cedia
В Горный Алтай мы ездили пять лет подряд, очень нравилось ощущение свободы, когда летишь по Чуйскому тракту, ночевки на берегу Катуни, купание в Телецком озере и на реке Иогач. Но… хотелось чего-то большего, и вот мы перед очередным отпуском засели в интернете, чтобы посмотреть, куда можно съездить за свежими впечатлениями. Листая странички, наткнулись на статью «Путешествие в заброшенный мир южного берега Телецкого озера и на Актру на Toyota Corona — статьи на Drom.ru», где Николай и Юлия Маловы описывали восхитительную поездку туда, куда мы даже и не загадывали поехать. Решено! Мы едем!
Путешествие на Горный Алтай в июне 2009 года на Honda CR-V и Toyota Nadia
Готовились к поездке «тщательно», особенно я, поэтому-то и забыл взять кучу полезных вещей (треногу, спальники и прочую необходимую мелочь). Более скрупулёзно был проработан планируемый маршрут (который впоследствии неоднократно корректировался, не хуже нынешнего областного бюджета).
Автотерапия на Горный Алтай, июнь 2009 года
Достало все: новости, работа, хондроз, цены на бензин, тупость чиновников — в общем, как я уже говорил, все. Решение проблем виделось мне в бегстве от проблем, частью придуманных мной самим, куда-нибудь на природу. Сказано — сделано!
История одной поездки в рудный Алтай
Под тяжестью поглощенного пива неожиданно нахлынули воспоминания о лете. Вот и решил я вкратце рассказать о поездке (для путешествия — маловато будет) в рудный Алтай. Здесь много повествуют о Горном Алтае, я же решил рассказать немного о другом Алтае.
Автопутешествие Ярославль — Сибирь — Алтай или взгляд на Россию из окон Toyota Harrier
Маршрут мной выбран новый, ранее по нему я не путешествовал. Пролегать он будет через Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень и Омск. Промежуточный пункт круиза — город Татарск, моя малая родина. Передохнув там от дороги несколько дней, мы выдвинемся в Новосибирск и после встречи с новосибирскими хорьководами поедем на Алтай. Будем отдыхать на Родине — беречь заграницу 😉
Как путешествовать по Горному Алтаю на машине
Путешествие на автомобиле — лучший способ познакомиться с Горным Алтаем и отлично отдохнуть дикарем на природе. Посмотрите мой маршрут и почитайте советы. Узнайте, куда стоит поехать на легковой машине, а куда — на внедорожнике. Рассказываю, как организовать безопасный и интересный отдых.
Содержание:
Мои впечатления
Я обожаю автопутешествия! Они дарят неизмеримую свободу и множество впечатлений, которые не получишь на экскурсиях или в поездках на общественном транспорте. Путешествуя на машине по Алтаю, вы сможете добраться до самых классных мест за короткий срок и при том совсем недорого. В общем, поездка на автомобиле — лучший способ познакомиться с Алтаем, отдохнуть недорого и интересно.
Я собрал команду друзей, и мы целых полтора месяца колесили по алтайским дорогам. За это время мы посмотрели почти все самые главные достопримечательности Горного Алтая. Конечно, можно управиться и за меньший срок. Наша поездка получилась такой длительной, потому что в некоторых местах мы подолгу отдыхали дикарем. По неделе жили в парке Уч-Энмек и на Улаганских озерах посреди очаровательной тайги практически в одиночестве, без туристов по соседству. Несколько дней провели в палатке на берегу Катуни недалеко от Манжерока и по нескольку раз приезжали в самые полюбившиеся места (например, на Марс).
Если в вашем распоряжении всего неделя или две, то даже этого времени вам хватит на знакомство с основными достопримечательностями. Ниже я набросал маршрут для короткой, но насыщенной поездки на автомобиле по Алтаю.
Еду по Чуйскому тракту на Алтае. В парке Уч-Энмек.
Дороги и заправки
Главная дорога Горного Алтая — знаменитый Чуйский тракт. Мы его проехали до самого конца, до границы с Монголией. Вам я советую поступить так же. Это потрясающая дорога: на протяжении нескольких сотен километров пейзажи будут меняться постоянно — один лучше другого. Трасса в отличном состоянии, везде хороший асфальт, трафик невысокий даже в разгар летнего сезона. По пути много баз отдыха, гостевых домов, АЗС, столовых, поэтому путешествовать на машине будет комфортно.
Второстепенные дороги в Республике Алтай уже похуже: где-то разбитый асфальт, где то-то укатанная грунтовка, где-то зубодробительная терка, а где-то лютое бездорожье, доступное только внедорожнику.
Мы путешествовали на УАЗ «Патриоте», поэтому смогли добраться до нескольких самых удаленных и труднодоступных мест, про которые знают единицы: Джумалинские ключи, а также перевал Ачик с потрясающим видом на все основных хребты Горного Алтая и Белуху. Однако даже если у вас обычная легковушка, вы всё равно сможете посетить почти все достопримечательности самостоятельно. Лишь от нескольких мест придется отказаться или заказывать экскурсию на джипах.
Как я уже сказал выше, на Чуйском тракте есть вся инфраструктура, необходимая автопутешественникам. На второстепенных дорогах ситуация хуже, однако заправки и кафе есть в крупных селах и в стороне от тракта. Старайтесь заправлять полный бак при каждой возможности, если сворачиваете с тракта. Проверяйте, где будет следующая заправка, столовая или магазин в приложении Maps.me или навигаторе.
Чуйский тракт — трасса в отличном состоянии. Заправка в Ак-Боом. Но не бойтесь — есть и нормальные АЗС.
Куда можно поехать на любой машине
Здесь я расскажу про самые классные достопримечательности Горного Алтая и набросаю маршрут для путешествия на машине. Больше фотографий и информации о каждом месте вы найдете в нашем путеводителе по достопримечательностям Алтая.
Даже если у вас совсем немного времени, я советую вам обязательно проехать весь Чуйский тракт. Во-первых, по пути, прямо у дороги, есть много достопримечательностей, до которых легко добраться. Во-вторых, это очень красивая дорога. По мнению многих, одна из самых живописных в мире. Особенно трасса хороша ближе к концу, когда начинаются Курайская и Чуйская степи, над которыми величественно возвышаются заснеженные острые горные хребты. Красота невероятная! В общем, проехать Чуйский тракт — это программа минимум для поездки по Алтаю на машине.
Что посмотреть на Чуйском тракте и рядом
Парк Уч-Энмек — живописное место с историческими памятниками. Достаточно ехать не до самого конца (там сложная дорога), а проехать в сторону от тракта всего 10-15 км до стел и курганов, посмотреть их и вернуться обратно на трассу. Двух-трех часов на осмотр будет достаточно.
Ильгуменский порог. Здесь можно посмотреть на суровый нрав Катуни, заняться рафтингом или искупаться в прохладных водах реки. Хватит одного-двух часов. При желании можно остановиться в палатке или домике на базе отдыха.
Слияние Чуи и Катуни. Вода в реках разного цвета, поэтому место их слияния стало популярной достопримечательностью. Полчаса хватит на осмотр.
Петроглифы урочища Калбак-Таш и Адыр-Кан. Первый — это популярное место с наскальными рисунками различных эпох, там даже проводят экскурсии. Второй — дикое урочище, где можно вообразить себя исследователем и самостоятельно поискать древнюю живопись. Мы выбрали последний вариант. На осмотр потребуется примерно два-три часа.
Водопад Ширлак. Он находится почти у самой трассы, нужно пройти пешком примерно двадцать минут. Но водопад совсем неинтересный, поэтому можно смело пропустить.
Гейзерное озеро — очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Побывать там легко: съезжаете с трассы к турбазе «Маленький рай», платите 30 рублей за вход и по деревянным помостам идёте к озеру. На осмотр хватит одного часа.
Курайская и Чуйская степи. Фантастической красоты пейзажи! Любуйтесь ими прямо из окна машины и сделайте пару-тройку остановок на смотровых, к ним ведут многочисленные укатанные грунтовки по правую сторону — выбирайте любую.
Гигантская рябь течения в Курайской степи. Это необычная и малоизвестная достопримечательность Алтая, которую легко посмотреть на любом автомобиле. Вам нужно съехать с трассы и проехать несколько километров по грунтовке. Забравшись на холм, вы увидите необычный пейзаж в виде ряби, которую тысячи лет назад оставил сошедший с гор ледник. Лучше всего рябь видно на рассвете или закате при боковом освещении. На осмотр и дорогу потребуется примерно час-два.
Марс — самая яркая и очень популярная достопримечательность в Горном Алтае. Разноцветные породы создают причудливый пейзаж, который мало где увидишь. Очень советую здесь побывать, мы аж три раза приезжали. К Марсу от тракта ведет грунтовка нормального качества, так что сможете проехать на любой машине. Здесь можно провести от часа до целого дня.
Петроглифы на Джалгыз-тобе — еще один комплекс наскальных рисунков, только на этот раз без единого туриста. Еще бы! Так далеко в сердце Горного Алтая мало кто добирается. А ведь всего-то нужно проехать 7 км по грунтовке от трассы. Было очень увлекательно лазить по горе, выискивать и расшифровывать древние рисунки. Мы провели здесь часа два.
Долина реки Юстыд. Жемчужина среди достопримечательностей Горного Алтая! Самый конец Чуйского тракта, в паре километров от границы с Монголией. Здесь очень умиротворенно и красиво. Побывайте в долине на закате — гарантирую, это будет незабываемое завершение вашего автомобильного путешествия по Алтаю.
Приехали посмотреть стелы в парке Уч-Энмек. Гейзерное озеро в районе села Акташ. Чуйский тракт, участок в Курайской степи. Марсианские пейзажи Горного Алтая. Долина реки Юстыд — самая восточная точка нашей автоэкспедиции в Горный Алтай.
Места в стороне от Чуйского тракта
Есть еще немало красивых мест, куда можно поехать на Алтае на любой машине.
Очень популярен маршрут от Акташа через Улаган к перевалу Кату-Ярык. По пути вы посмотрите знаменитые Красные ворота и очаровательные Улаганские озера, где я очень рекомендую задержаться на денек-другой. В завершении пути вас ждет сам перевал Кату-Ярык и потрясающий вид на долину реки Чулышман с высоты 800 метров. Дорогу до перевала, хоть она и весьма убитая, осилит любая машина, а вот спускаться в долину Чулышмана по знаменитому серпантину стоит только на полноприводном автомобиле. Спуститься просто, а вот подняться обратно удается не каждому — в этом случае на помощь приходят местные, готовые за 5-6 тысяч отбуксировать по крутому серпантину застрявших внизу туристов. По долине реки Чулышман можно проехать до юга Телецкого озера только на внедорожнике. Я читал отчеты людей, рискнувших туда поехать на легковушке — в итоге машина так там и осталась. Мы в долину не поехали: к тому времени месяц как катались по Алтаю и уже не было большого желания.
Также на легковушке можно поехать к Тархатинскому мегалитическому комплексу. Это эдакий алтайский Стоунхендж — древняя обсерватория, построенная из каменных плит. Любопытное место для тех, кому интересна история. Нужно проехать 30 км от села Кош-Агач в Чуйской степи. К комплексу ведет грунтовка-терка, неприятная, пыльная, но доступная для любого авто.
Вид на долину реки Чулышман с перевала Кату-Ярык (самая дальняя от парковки точка — людей нет совсем).
Куда поехать на внедорожнике
Путешествовать по Горному Алтаю можно на любой машине, но только владельцы надежного полноприводного автомобиля смогут побывать в нескольких крутейших достопримечательностях, где почти не бывает туристов, а пейзажи своей красотой просто сносят мозг. Давайте посмотрим, куда стоит поехать!
Есть на Алтае одно секретное местечко, про которое почти никто не знает — перевал Ачик. К нему ведет сложная дорога от села Ак-Боом: подъем очень крутой, много больших булыжников, поэтому ехать нужно только на надежном внедорожнике. Наверху вас ждет потрясающая панорама с возможностью увидеть Белуху и все главные горные хребты Алтая. Мы остались там на ночевку, встретили закат и рассвет — получили море эмоций. Кроме нас там не было не души, только по пути туда встретили пару машин, которые уже возвращались.
Тем, кто ищет дикого отдыха без благ цивилизации, интернета и мобильной связи, советую поехать в Каракольский природный парк «Уч-Энмек», до самого конца, до кордона «Ару-Кем». Мы жили там целую неделю в национальном алтайском жилище — аиле. Пешком можно прогуляться до священного озера Ару-Кем.
Одно из самых удаленных мест Горного Алтая — Джумалинские ключи, где в радиоактивной воде любят лечиться местные (правда, иногда умирают прямо в ванной). Это дикий и далекий от цивилизации край, добираться сюда от ближайшего села Кош-Агач нужно целых 100 км по грунтовкам и бездорожью. Связи и электричества нет, но есть несколько домиков с нарами и печкой-буржуйкой. Места очень красивые, советую побывать! А вот купаться в источниках и пить из них воду не советую — нам от таких процедур стало плохо. Мы только вернувшись домой узнали, что вода там содержит радиоактивный элемент — радон.
Дальше Джумалинских ключей, за перевалом Теплый ключ, находится окутанное легендами плато Укок. Вот оно точно самое далекое и труднодоступное место на Алтае. Я очень хочу там побывать, но чтобы добраться туда, недостаточно просто иметь внедорожник: нужна подготовленная машина с лебедкой и шноркелем, а ехать обязательно нужно группой, потому что бездорожье там нешуточное, с бродами и топями. Кстати, именно на плато Укок нашли мумию знаменитой алтайской принцессы.
Примерно в тех же краях находится село Джазатор (Беляши), где я тоже хотел бы побывать, но в прошлую поездку не успел. Хочу посмотреть окружающие его горы и степь Самаху, расположенную чуть дальше.
Еще одно интересное для любителей бездорожья и великолепных панорамных видов место — Акташский ретранслятор. Я начал подъем, но еще почти в начале пути очень нехорошо стукнулся передним мостом о булыжник, срезав даже часть метала. Возникло неприятное предчувствие, и я решил не ехать, а вместо этого мы отправились на Ачик. Если поднимитесь, то на Акташском ретрансляторе вас ждет роскошный вид на Курайскую степь с высоты 3000 метров н.у.м.
Закат на перевале Ачик. Вид на Белуху (по вечерам она в облаках). Дорога на Джумалинские источники.
Отдых дикарем на Алтае
Если вы путешествуете на машине по Алтаю, то имеете отличную возможность отдохнуть дикарем на природе, вдали от цивилизации и туристов, для которых отдых — это только музыка погромче, пьянки и шашлык. Такие товарищи обычно отдыхают только в районе Чемала, Манжерока и на севере Телецкого озера, то есть в самом начале Чуйского тракта. За Семинским перевалом туристов намного меньше и культура отдыха у них другая. Почти на любой турбазе в этих краях вы сможете отдохнуть спокойно. Однако для тех, кому и этого мало, я расскажу про места совсем дикие и безлюдные.
Тихий отдых вдали от цивилизации можно найти на кордоне «Ару-Кем». Мы там жили неделю в традиционном аиле, платили по 400 рублей с человека. Также можно поставить палатку или поселиться в обычном гостевом доме. Связи нет.
Прекрасный дикий отдых ищите на Улаганских озерах — они очень красивы. Озер много, поэтому легко выбрать на свой вкус. Есть с относительно цивилизованными турбазами, а есть совсем дикие. Мы неделю жили в палатке на берегу озера Игисту-коль. Потрясающее место! Вокруг только девственная тайга и моря голубики с брусникой.
Неплохие турбазы есть в районе села Акташ. Из плюсов — близость к магазинам, столовым и наличие связи.
На одну ночь мы останавливались в аиле на турбазе в Курайской степи. Нам повезло: в тот вечер приезжал музыкант, и мы, сидя у костра под звездами, послушали настоящее горловое пение.
Ставить палатку в диких местах не рекомендую. Местные объяснили нам, что практически вся земля на Алтае кому-то принадлежит, поэтому к вам запросто могут подъехать хозяева или выдающие себя за таковых для разбирательств. Лучше избежать подобной ситуации, поэтому ставьте лагерь только на территориях турбаз по договоренности с управляющими. Обычно с палаточников берут по 50-200 рублей с человека. Где-то в цену включено пользование душем, где-то за это берут дополнительную плату. На цивилизованных базах есть кухня, интернет и возможность купить дрова.
Искать турбазы и прочее жилье рекомендую на Букинге, а также на Hotellook.com, чтобы найти скидки. Если вы не стали бронировать жилье заранее, то можно найти и на месте — просто поезжайте и выбирайте приглянувшиеся базы. Однако учитывайте, что в разгар сезона на популярных базах мест уже может не быть — мы с таким сталкивались.
Озеро Игисту-коль в Улаганском районе — отличное место для отдыха дикарем на Алтае для тех, кто на машине. Наш лагерь на перевале Ачик.
Сколько нужно денег
На Алтае мы провели полтора месяца — июль-август. Ездили на своем авто из Перми в компании друзей, нас было пятеро. Большую часть продуктов мы купили заранее и часто готовили сами. Жили в палатках, гостиницах, на базах отдыха.
Вот наши расходы в пересчете на двоих человек (кроме бензина — это общая сумма):
Бензин на дорогу туда и обратно | 23 000 |
Бензин на Алтае | 10 000 |
Ремонт авто | 1 000 |
Жилье в пути | 5 600 |
Жилье на Алтае | 19 500 |
Продукты | 21 500 |
Кафе | 10 700 |
Запас кофе | 3 400 |
Интернет и связь | 1 700 |
Достопримечательности | 1 300 |
Быт | 5 000 |
Прививки от клеща | 3 500 |
Лекарства | 2 900 |
Итого на двоих | 109 100 рублей |
Почти все достопримечательности мы смотрели бесплатно. Обед в кафе или столовых на двоих обычно выходил на 300-700 рублей. Проживание в домиках стоит по 400-700 рублей с человека.
Дополнительные расходы: туристическая экипировка — 48 000 рублей. Многое пришлось купить, но это вещи не на одну поездку.
Если не считать бензин и жилье в пути, ремонт, прививки, аптечку и зерновой кофе (без которого лично мы жить не можем), то получится 70 000 рублей на двоих, или 35 000 рублей на человека. Это чистые траты на сам отдых в Горном Алтае. Совсем немного! Ведь мы провели там полтора месяца и побывали практически везде.
Надеюсь, мой маршрут и советы помогут вам организовать отличную поездку на машине по достопримечательностям Горного Алтая. Желаю удачи!
Источник https://www.drive2.ru/b/539234038439740111/
Источник https://travel.drom.ru/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9/
Источник https://make-trip.ru/altai/poezdka-na-mashine