Содержание
План поездки на Алтай.
Уже совсем скоро будет дан старт новому путешествию. В этот раз выбор пал на Алтай. Впервые будем осваивать этот регион. Да и вообще дальше Тюмени, в том направлении нигде больше не бывали. Самое время навёрстывать упущенное!
Как и в прошлом году — Краснодарский край и Крым-2020, в путешествие отправляемся с друзьями на двух машинах — Джип Чероки и Тойота Альфард.
Предварительный маршрут до Республики Алтай получился такой: Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул — Бийск — село Сростки — Горно-Алтайск.
Расстояние — 2 400 км., обычно такую дистанцию преодолеваем не особо напрягаясь за три дня.
В первый день, если всё пройдёт гладко, планируем добраться до Тюмени — это порядка 700 км. Первую половину второго дня резервируем на посещение Тюменских горячих источников, а дальше в путь планируем отправиться после обеда. Цель на второй день — Омск, расстояние — 630 км. Третий день — марш-бросок Омск — Новосибирск — Барнаул — село Сростки (родина В. Шукшина), расстояние — 1 000 км. По сути с этого момента мы уже будем в непосредственной близости от цели нашего путешествия, в 60 км. от условной границы с Республикой Алтай. Дальше уже начинается настоящий отпуск и отдых.
Правда отдых для нас понятие несколько искажённое. Под этим термином зачастую прячутся ежедневные вылазки на машине с целью посмотреть что-нибудь интересное. Вот и в этот раз «отдых» запланирован насыщенный. Условно, маршрут по Алтайской республике мы поделили на три части — Телецкое озеро, Чемальский тракт и Чуйский тракт.
Итак, первая часть — Телецкое озеро. Расстояние от Горно-Алтайска 160 км. Здесь прежде всего интересует само озеро. Хотелось бы взять напрокат катер для прогулки по достопримечательностям водоема. Как вариант, если не получится с катером, всегда можно воспользоваться услугами теплохода «Пионер Алтая» — он ежедневно совершает ознакомительные экскурсии по озеру продолжительностью 5,5 часов.
Основные точки интереса на Телецком озере — водопады Эстюба, Корбу и Чедор, а также мыс Айран. Если всё-таки получится зафрахтовать катер, попытаемся увидеть ёще что-нибудь интересное. Возможно даже удастся искупаться. Всезнающий интернет говорит, что в начале августа средняя температура воды в озере около 20 градусов. Да, это холодно, но для галочки думаю сделаем один заход!) К примеру, в аналогичном по своей температуре озере Севан в Армении мы в своё время не побоялись искупаться — озеро Севан, Армения.
На озере планируем остановиться примерно на 2-3 дня. Жилье скорее всего будем снимать в селе Артыбаш. Если не получится с арендой домика или коттеджа у нас всегда наготове палатки, можем и в них пару-тройку ночей спокойно провести.
Вторая часть отдыха будет посвящена знакомству с Чемальским трактом. Здесь сама дорога вызывает очень большой интерес — будет очень любопытно проехать по этим горным перевалам и сравнить свои нынешние ощущения с восторгом от Грузинских гор — Дорога Тбилиси-Батуми через Боржоми или мы не ищем лёгких путей и Дорога Уреки-Ереван через Бакуриани или нынче здесь-завтра там. Посмотрим где круче!)
Также подготовлен большой список достопримечательностей, расположенных вдоль тракта. Итак, загибаем пальцы:
• Манжерокские пороги и одноимённый всесезонный курорт
• Урочище Че-Чкыш и одноимённый водопад
• Ороктойский перевал и одноимённый мост (за совет отдельное спасибо builder174 )
Как видно интересных мест хватает с избытком, весь вопрос сможем ли мы на двух машинах везде проехать. За своего Ящера я абсолютно спокоен — он должен пролезть везде, а вот за Альфарда есть небольшое волнение — осилит ли он этот маршрут? В крайнем случае, если всё же Тойоте будет не по зубам дорога, оставим его с частью экипажа где-нибудь в интересной локации и отправимся покорять Чемал в одну машину — на Джипе.
На путешествие по Чемальскому тракту также отводим 2-3 дня. Если очень понравится возможно останемся на подольше. Вопрос с проживанием открыт — пока нет намёток, где будем ночевать. В любом случае есть машины и палатки, но хотелось бы хоть иногда принимать душ и ночевать с комфортом в кровати. Посмотрим как сложится, не будем сейчас загадывать.
Третья часть отдых — Чуйский тракт. Помимо тракта здесь также есть большое количество достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть:
• Место слияния рек Чуи и Катуни
• Памятник Кольке Снегирёву
Дальше опять дилема. Я так понимаю, когда мы доберёмся до села Акташ, надо будет решать сможет ли Альфард доехать до Перевала Кату-Ярык или его опять придётся оставлять где-нибудь на постой и двигаться дальше только на Джипе. Видимо, будем решать на месте по факту. Однако на Кату-Ярык поедем в обязательном порядке и вот по какой причине — во-первых, очень хочется прокатиться до Акташского ретранслятора, ну и во-вторых, сам перевал представляет большой интерес. Всё-таки горные дороги — это то, что мы любим больше всего в поездках!
Время отведённое на знакомство с достопримечательностями Чуйского тракта — 4 дня. Думаю, управимся. В противном случае придётся продлять отпуск, всё-таки такая насыщенная программа запланирована всего на 2 недели отпуска или если в днях — на 17 дней.
Однако, если всё пойдёт по плану, на обратную дорогу также останется 3 дня. Как вариант, размышляю над альтернативным участком маршрута от Омска до Екатеринбурга через Курган (взамен Тюмени). Единственное, что смущает это качество дорожного полотна. За Чероки не страшно, а вот напарник может не сдюжить. Ребята, кто местный подскажите — как дороги в Курганской области?
Альтернативный вариант на обратную дорогу — участок пути между Омском и Екатеринбургом можно пройти через Курган. Смущает качество дорог — даже на официальной карте присутствует значок Неровная дорога.
Да и вообще, в целом, прошу совета у опытных путешественников в части оптимизации своего маршрута и построения основных точек интереса — как Вам мои намётки и список достопримечательностей? Всё ли я охвачу или может что-то останется за кадром? Прошу совета и рекомендаций.
А я тем временем готовлю Ящера к этой поездке. Совсем недавно прошёл большое и дорогое ТО с заменой всех технических жидкостей и устранением небольших недочётов — ТО-10 — 120 000 км., доп.работы — замена передних тормозов, задних сайлентблоков передних рычагов, сальника хвостовика и масла РКПП, так что теперь мой Чероки полностью готов к поездке.
Кстати, к поездке будет полностью готовы наклейки с регионами, городами и странами, в которых я побывал на машине. Осталось дело за малым — поместить всё это великолепие на бокс и будет красота!
Поскольку в эту поездку буду открывать совершенно новые, ранее неизведанные регионы и города, заранее попросил напечатать наклейки Омской, Новосибирской областей, а также Алтайского края и Республики Алтай. Новые наклейки будут занимать своё почётное место на боксе сразу же после пересечения границ регионов. Думаю будет супер!
На этом заканчиваю. Если у кого-то будут советы или дополнительная информация по корректировке маршрута — готов прислушаться к Вашим рекомендациям и советам.
Каждый сам выбирает для себя направления движения. Главное, чтобы это было в кайф и приносило удовольствие. Путешествуйте с нами, путешествуйте сами, путешествуйте лучше нас!
Еще больше меня в Instagram — vanomerzlikin
P.S. Недавно встретил на дороге старшего брата своего Чероки — оранжевый Джип Гранд Чероки Трейлхок. Интересно, это его натуральный цвет?))
Автопутешествия и приключения: Республика Алтай
Несмотря на то, что отчётов про Алтай написано немало, не могу не поделиться своими впечатлениями о поездке в июле-августе 2021 года. Даже гиды, которых мы встречали на Алтае, говорили, что у нас шикарный маршрут.
Большое путешествие на Алтай на маленькой ОКЕ. Часть 2
Друзья, спасибо за отзывы и комментарии к первой части путешествия, продолжим дальше повествование о поездке. Для тех, кто не читал первую часть: автопутешествие Екатеринбург — Алтай — Ташанта — Екатеринбург, в круг получилось 6000 км с заездом в города по маршруту и поездкам по самому Алтаю.
Такой разный Алтай
Основной целью поездки был Горный Алтай. До этого уже трижды удавалось посетить этот чудесный уголок нашей страны, но охватывали преимущественно туристический Алтай, а желание увидеть ту дикую, мало тронутую человеком природу «кроилось» давненько, было перечитано множество отзывов, пересмотрено куча видео на ютубе, которые помогли составить четкий план путешествия.
Смотри туда, где хочешь оказаться
Начало мотосезона 2021 для меня ознаменовалось радостным событием смены железного друга. Мой выбор пал на BMW K1200LT. Выбор был осознанным. В первую очень исходя из класса. А так как мне уже за 40, «спорт» не рассматривал, а после чоппера хотелось что-то новое попробовать. И вот после предоплаты и непродолжительного ожидания, я стал владельцем такого красавца.
Большое путешествие на маленькой ОКЕ. Часть 1
Давно мечтал съездить на красавец Алтай, и вот летом 2021 года поездка состоялась. Маршрут был такой: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул— Горно-Алтайск — поездки по самому Алтаю — Ташанта (граница с Монголией) и обратный путь по тем же городам. Вышло в круг шесть тысяч километров. Изначально планировал ехать на мотоцикле, но, посмотрев погоду (обещали много дождей), решил отправиться в путь на маленьком автомобиле ОКА.
Неавтомобильное путешествие по Алтаю
Идеей поездки в Горный Алтай, заболел летом 2020 года. Много читал отзывов, посмотрел кучу фотографий Горного Алтая. Составил свой топ мест для посещения. Ближе к весне 2021 года я стал понимать, что моя машина совершенно не в том состоянии, чтобы покорять труднодоступные места. Тут бы в принципе доехать до Горного Алтая без поломок, от Екатеринбурга до Горно-Алтайска 2000 км. Было принято решение — еду без машины.
Закрытый гештальт. Стотысячный отчёт про Алтай
Ну, вот мы и съездили в Республику Алтай, спасибо ковиду. И на самом деле даже не хотели множить бессчётное количество отчётов об Алтае на «дроме», но родственники, друзья и коллеги, наши постоянные читатели буквально требуют публикации этого рассказа и ставшего уже традиционным фильма. Так что пришлось мне взяться за клавиатуру и мышь.
Семейный автопробег по Горному Алтаю: Марс 1, долина Актру
С 28 по 30 июля этого года совпали желания и возможности двумя родственными семьями посетить Горный Алтай. Об этом и будет рассказ, подкрепленный фотографиями. Замысел был такой: посетить Марс 1 28-го числа, 29 июля подняться в долину Актру и посетить ледник Большой Актру и Голубое озеро, и, если удастся, по пути к Малому Актру зайти на озеро Сачки и водопад. Путь целиком описывать смысла не вижу: доехали до Шебалино — значит близко Семинский, заехали в Хабаровку — Чике-Таман рядом, подъехали к Чибиту — Акташ появится вот-вот.
Дорогами Алтая 2021. Софийский (Аккольский) ледник. Часть вторая
Утро 3 июля встретило нас заморозком. Таким, что вода в ведре покрылась льдом, а трава инеем. Поскольку спали все в машинах, мороз мы не ощутили. Как только встало солнце, иней моментально исчез, а воздух прогрелся. Встали. Быстро, но без лишней суеты позавтракали и все вещи убрали в машины. Дмитрий с семьей взяли рацию и вышли первыми, в 9:40. Мы с Максом выдвинулись на 15 минут позже — заряжали аккумуляторы дрона.
Дорогами Горного Алтая 2021. Софийский (Аккольский) ледник. Часть первая
Представляю Вашему вниманию описание нашей поездки на Софийский (Аккольский) ледник в Кош-Агачском районе республики Алтай в июле этого года. Предыстория поездки такая — еще зимой узнали о существовании и относительной доступности ледника, после чего решили включить его в программу посещений на лето. Лето, как и предсказывали, настало. Сборы ускорил усиливающийся ковид и опасения того, что Кош-Агачский район закроют для посещений, как в прошлом году. Прогноз погоды благоприятствовал, срочных дел на работе не было, стало быть собираемся и едем!
Путешествие по Алтаю на машине: самый подробный путеводитель
После прочтения у вас не останется вопросов! Рассказали не просто про аренду авто, но и про дороги Алтая, заправки и сервисы. Все достопримечательности отметили на карте. А ещё дали личные советы и рекомендации.
Панорамные виды заснеженных гор Алтая не уступают непальским, а «марсианские пейзажи» по красоте поспорят с «радужными горами» в Перу. Красот настолько много, что зачастую можно остаться один на один с природой. Регион считается местом силы и источником вдохновения, говорят, именно здесь можно познать Шамбалу. Это другая Россия! Смешались культуры, религии и обычаи разных народов: алтайцы, русские, тувинцы, монголы, казахи, китайцы — все добавили что-то своё.
Долина Белухи
Как добраться
Где это — Алтай? Куда лучше прилетать и сколько стоят билеты
Республика Алтай граничит с Алтайским краем, Кемеровской областью, Хакасией, Тывой, Монголией, КНР и Казахстаном.
Точкой старта принято считать город Горно-Алтайск. Самый бюджетный вариант – это перелёт авиакомпанией «Победа». Правда, у лоукостера это сезонное направление, рейсы по вторникам и субботам до конца октября. Стоимость – от 7 тыс. рублей туда-обратно. Альтернатива – только S7.
Если есть желание посмотреть не только природу Алтая, но и столицы регионов, обратите внимание на другие варианты. Мы давно хотели побывать в столице Сибири, поэтому начали путешествие с перелёта из Москвы в Новосибирск.
Аренда авто
Прокатные компании в регионе, какую машину выбрать, сколько стоит аренда
Главный совет — ехать лучше на внедорожнике или кроссовере. В идеале — с полным приводом. Легковушка подойдёт только для основных достопримечательностей и дорог. И хоть местные жители везде проезжают даже на жигулях, туристу лучше не рисковать.
Рынок аренды автомобилей в регионе развит, но больше представлен местными компаниями. Единственный международный сервис — Avis – работает только в Новосибирске. Аренда кроссовера в Avis обойдётся от 4300 рублей в сутки, а легковушки от 4000 рублей. Пробег не ограничен.
Мы снимали Hyundai Creta в аэропорту Новосибирска через Avis. Автомобиль оказался почти новым, с пробегом 9000 километров, и стал верным другом на две недели. Небольшой объём двигателя (1,6 литров) и передний привод чувствовались на гравийных участках, а вверх на Кату-Ярык мы заехали на последнем дыхании (с 4х4 проблем не будет). Для аренды, помимо паспорта и прав, нам потребовалась кредитная карта для залога (12 000 рублей).
Локальный рентал «Авангард» в Новосибирске предлагает кроссоверы от 2 800 рублей в сутки , а легковые авто — от 1 700 рублей.
В Горно-Алтайске выделяются три компании:
- Arget — цены на кроссоверы от 4000 рублей в сутки (на 3-7 дней). Седаны — от 2185 рублей в сутки.
- Bookingcar — цены на кроссоверы от 2800 рублей в сутки (на 4-14 дней). Седаны от 1000 рублей в сутки.
- «Алтай Авто Прокат» — цены на кроссоверы от 3500 рублей в сутки (2-5 дней). Седаны от 2000 рублей в сутки.
Марсианские горы
- Рекомендуем бронировать машину заранее, особенно в сезон. Иначе рискуете переплатить. Или придётся выбирать из того, что осталось. Можно сделать заявку на сайте или по телефону. Как правило, при бронировании нужно внести 100-процентную предоплату;
- Во всех компаниях попросят залог. Суммы разные — от 3 до 12 тыс. рублей. Внести его можно наличными;
- Обычно компании ставят ограничения по пробегу (150-250 километров в сутки). Если понимаете, что на поездку этого не хватит, лучше сразу заплатить немного больше, но выбрать безлимитный тариф;
- В случае ДТП или поломки сразу же связывайтесь с прокатной компанией — там вы получите консультацию и поймёте, как лучше действовать;
- На арендованной машине нельзя выехать в другую страну (если вдруг вы собирались заодно посетить Монголию или Казахстан);
- Обращайте внимание на год выпуска машины, можно сделать косвенный вывод о техническом состоянии. Частные компании предлагают и десятилетние машины и годовалые.
Дороги Алтая
Состояние, камеры, заправки, шиномонтажи и сервисы
Главная трасса Алтая — Чуйский тракт проходит через весь регион, тянется почти на 1000 км от Новосибирска до границы с Монголией. Всё отлично — покрытие, разметка, отбойники, карманы. Магистраль постоянно ремонтируют и модернизируют — в сезон можно встать в пробку, но не более, чем на час.
Если планируете сворачивать в сторону Тюнгура и к долине Чулышмана, готовьтесь к ямам и гравийным участкам! Дорога до южного берега Телецкого озера — полнейший экстрим (75 км за 4 часа).
Камер много — больше всего в Горно-Алтайске и по тракту до Семинского перевала (примерно каждые 10 км), потом почти нет. В глубинках ни одной камеры не встретили. Будьте внимательны и соблюдайте ПДД. Сотрудники ГИБДД встречаются только на постах, нас за 2 недели ни разу не остановили.
С АЗС проблем нет — до Семинского перевала каждые 10-30 км, после реже — каждые 30-60 км. В глубинках значительно меньше, советуем заправлять полный бак на тракте. Из федеральных есть Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, а также крупные региональные — Ника и Расул — и мелкие заправки, качество топлива которых проверять не стоит.
Шиномонтажи и сервисы встречаются примерно раз в 30-50 км, есть даже в деревнях не на трассе.
Маршрут
Что посмотреть обязательно, куда сходить в поход, и где самые лучшие смотровые площадки
Внимательно изучите карту , чтобы спланировать свой маршрут.
- Основной маршрут — красные отметки;
- Дополнительные места — жёлтые отметки;
- Проживание и кафе (проверено на личном опыте) — синие отметки;
- Варианты для похода — зелёные отметки;
- Значок «фотоаппарат» говорит сам за себя;
- Точка старта — Горно-Алтайск — чёрным цветом.
Основной маршрут
Займёт 6-10 дней, зависит от личного темпа и предпочтений (~ 1200 км).
Гора Чёртов палец
Смотровая площадка, которая задаст темп вашим приключениям или станет отличным вариантом для завершения поездки. Почти на самый верх ведет грунтовая дорога (200 рублей за въезд). На сам скалистый выступ (палец) мы забираться не стали, выглядит не очень безопасно, фото и так получились супер.
Чертов палец
Всесезонный курорт Манжерок
Зимой здесь горнолыжные развлечения, а летом можно прокатиться на канатной дороге с панорамным видом на озеро и долину реки Катунь (взрослый 470 рублей, детский 235 рублей за билет туда-обратно). Подробная информация о базе на сайте .
Семинский перевал
Первый крупный перевал (1717 м) с пейзажными видами. Считается, что после него начинается настоящий дикий Алтай.
Перевал Чике-Таман
Высота 1295 м, но виды открываются однозначно лучше, чем с Семинского. Хороший вариант для остановки (парковка бесплатная): на рынке куча сувениров и еды (блинчики, сырники, пирожки и манты).
Вид с перевала Чике-Таман
Слияние рек Чуи и Катуни
Одна из визитных карточек Алтая. Плотность и цвет рек разные, поэтому фотографии получаются невероятно красивые. В районе развит рафтинг разного уровня сложности.
Слияние Чуи и Катуни
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Уникальное место с наскальной живописью древних людей (до 5000 тыс. лет). Экскурсию проводила забавная бабушка, сложилось впечатление, что половину комментариев к рисункам придумывала на ходу, но от этого не стало менее интересно. Вход + экскурсия — 200 рублей.
Петроглифы
Гейзерное озеро
Ярко-бирюзовое озеро, на дне которого бьют гейзеры, создавая причудливые узоры. Идти нужно вглубь леса минут 15, много комаров.
Гейзерное озеро
Вид на Северо-Чуйский хребет
Отсюда открывается вид на заснеженные вершины, высотой 4000 тыс. м.
Вид на Северо-Чуйский хребет
Марсианские пейзажи Чаган-Узун
Ещё одно необычное место — разноцветные горы. Красный, кирпичный, оранжевый, жёлтый! По красоте не уступают радужным горам в Перу. Совет — на второй площадке под названием «марс 2» гораздо меньше людей, а краски ярче (пешком около 30 минут от «марс 1», подъехать нельзя).
Марсианские горы
Село Кош-Агач
Находится недалеко от границы с Монголией. На местных рынках можно купить изделия из верблюжьей шерсти, восточные ковры и посуду. Здесь заканчиваются горы и начинаются бескрайние степи. Мы съехали с трассы вглубь степи на 3 км и сделали одни из лучших фото из путешествия: вокруг на несколько километров ни души!
Степи в районе Кош-Агач
Село Акташ
Перевалочный пункт на пути в Чулышманскую долину или обратно. На рынке в центре села продают рыбу горячего копчения и самодельную медовуху, мы возвращались за добавкой.
Озёра Чёйбеккель
Комплекс живописных озёр вдоль дороги — неплохой вариант для короткой остановки. Мангал поставить сложно, очень ветрено.
Озеро Чёйбеккель
Улаганский перевал
Самый высокий перевал региона (2080 м). В хорошую погоду видны белые вершины восточного Алтая. После вершины ям и разбитых участков на дороге становится гораздо больше.
Перевал Кату-Ярык
А теперь — самый сложный и экстремальный перевал, ведущий в долину. 9 поворотов с наклоном до 35°, асфальта нет, только гравий и камни. Будьте аккуратны!
Перевал Кату-Ярык
Долина реки Чулышман
Нетронутая природа, бурная чистая вода и водопад Чул-Оозы. Перевал и долина стали для нас самыми яркими впечатлениями от Алтая (после похода к Белухе).
Дополнительный маршрут
Прибавляйте 1-2 дня на каждое место.
Село Чемал
В районе села находятся несколько мест — живописный остров-скала Патмос с церковью Иоанна Богослова; чемальская ГЭС с музеем внутри; палеопарк, где каждый может почувствовать себя археологом.
Телецкое озеро
Один из символов Алтая. Заповедная зона находится под защитой ЮНЕСКО. На берегу много баз отдыха и кафе, проводятся водные туры. В сезон здесь слишком много людей.
Село Тюнгур
Точка старта в походы к подножию горы Белуха и Мультинским озёрам.
Вид на Белуху
Водопад Учар, урочище Аккурум (каменные грибы)
Расположены в Чулышманской долине. Добраться непросто — сперва 20 км по разбитой дороге, потом пешком: час до грибов, два-три часа до водопада. Людей здесь почти нет.
Походная часть
Отдельная тема, тут можно ходить долго!
- Аккемское озеро и долина горы Белухи — долина семи озёр, каменный город, ледник — самый популярный и живописный маршрут.
- Мультинские озёра — менее популярный, но не менее красивый. Озёр три — нижнее, среднее и высокое.
- Каракольские озёра — обычно совмещают с посещением района с. Чемал. Комплекс из семи нетронутых горных озёр.
Проживание
Где найти и забронировать жильё, тонкости и личные советы
Основное жильё на Алтае — это базы отдыха разного уровня и формата. Где-то большой дом с несколькими спальнями, а где-то летний домик с кроватью и тумбочкой, без отопления. Туалет часто оборудован на улице, равно как и душ. Горячая вода есть не в каждом месте. Часто есть настоящая русская баня — приятно снять напряжение в конце насыщенного дня.
Вы можете заранее забронировать жильё через сайты бронирования , но многих вариантов там нет. Список баз смотрите здесь .
Обратите внимание, что бронирование «напрямую» может занять больше времени, чем обычно, поэтому рекомендуем не откладывать это напоследок. Например, когда мы общались по e-mail с базами, с некоторыми пришлось подписывать договор, перечислять деньги на реквизиты. Ещё и разница во времени мешает – плюс 4 часа к московскому.
Всегда есть вариант не планировать ночёвки заранее, а искать на месте, в зависимости от того, сколько проедете километров. Это несложно, не все базы заняты: чем дальше по Чуйскому тракту, тем людей меньше.
Кстати, бесплатные частные парковки есть на всех баз, с этим проблем не возникнет.
Рекомендуем следующие места:
- Юрточная база Тыдту-ярык. Это абсолютный фаворит нашего трипа: этнический кемпинг с юртами в национальных стилях. Внутри оборудована печка, причём не просто так: дрова подкидывали всю ночь, на улице было реально холодно. Забронировать можно в группе Вконтакте или на сайте — о т 1 800 рублей в сутки;
- «Зеленый колобок». Стратегически расположен на пути в Чулышманскую долину или обратно. На территории отличная баня, рядом с которой течёт бурная речка. Бронировать можно напрямую на сайте — о т 2 000 рублей в сутки;
- «Высотник». Жаль, что всего на 4 дня разминулись с экспедицией Фёдора Конюхова, которая тоже здесь базировалась. Бронировать напрямую — от 1 800 рублей в сутки;
- «Эзен». Маленькие летние домики на берегу реки Чулышман, большая территория, зоны для барбекю. Ходили пешком до водопада Чул-Оозы – всего 30 минут. Бронировать напрямую — от 400 рублей в сутки за место;
- «Изба». У нас был огромный номер, полностью из дерева, реально изба — от 1 500 рублей в сутки .
И конечно, самый бюджетный и романтичный вариант — палатка!
Кухня и питание
Что обязательно попробовать, сколько стоит обед и личные советы, где вкусно перекусить
Побывать на Алтае и не попробовать местную кухню — преступление. Мясо, много мяса, молочные блюда, — принято считать, что именно эта еда даёт человеку силу.
- Чегень — нечто среднее между кефиром и айраном;
- Каймак — алтайская сметана;
- Сыр курут — о нём ходят легенды: ещё древние алтайские кочевники хранили и передавали из поколения в поколение рецептуру. Говорят, что когда раскопали курган алтайской принцессы, помимо сокровищ, там нашли кусочки сыра;
- Боорсок — нечто похожее на пончик, только в форме шарика, обильно обжаренного в масле. Обычно едят, обмакивая в мёд;
- Кан или кровяная колбаса — местный деликатес, приготовленный из крови барана;
- Кёче — суп с ячменем на бараньем бульоне;
- Дьёргём — сложное блюдо из желудков и кишок;
- Мун — мясной жирный бульон, который был незаменим для кочевников в качестве отвара для пополнения сил;
- Тиштеген-эт — фактически это шашлык, только не маринованный, а натёртый солью;
- Копченая рыба;
- Чай с молоком, солью и талканом;
- Тягучая ароматная медовуха;
- Арак — местная водка.
Нас особенно впечатлили сыр курут, суп кёче, копчёная рыба и медовуха. Помимо этого практически во всех кафе будут манты и плов.
Общепит на Алтае представлен в основном в виде придорожных кафе с максимально простым интерьером и приятными ценами. Рекомендуем несколько заведений:
- Столовая «Сухарик» в поселке Известковый;
- Кафе «Ирбис» на въезде в Кош-Агач;
- Кафе «М-52» в с. Акташ;
- Чуй-оозы (Риконт), после слияния Чуи и Катуни.
Обед на человека обойдется в 300-500 рублей.
Не забудьте устроить привал на природе и пожарить мясо, не зря же вы везли с собой мангал (вы его взяли?). Свежее мясо продаётся в любом населенном пункте прямо на рынке.
Бюджет
- Билеты: от 4 000 рублей на человека в одну сторону (без багажа);
- Аренда авто: средняя цена 3 500 рублей в сутки (депозит 3 000 — 12 000 рублей);
- Бензин: около 5 500 рублей (1200 км);
- Проживание: от 800 до 2 500 рублей в сутки за двоих, в зависимости от предпочтений;
- Питание в день: 1 000-1 500 рублей на человека;
- Итого на двоих за неделю ~ 80 000 рублей.
Когда ехать
Алтай — дело тонкое, и в каждом сезоне свои прелести.
Самый популярный сезон, конечно, лето — людей, соответственно, много. В июне поток ещё не хлынул, а погода уже радует. В июле и августе становится жарче, поля цветут, урожай набирает обороты. Обратите внимание, цены в сезон повышаются примерно на 20%.
Осень непредсказуема. В сентябре тепло, жара спадает, деревья окрашены яркими красками. Никогда не знаешь, чего ждать в октябре и ноябре — может быть тепло, а может лежать снег. Но вокруг уже тишина и покой, туристов практически нет.
В зимний период людей очень мало, а снега — много. Световой день короткий, поэтому активные приключения лучше переложить на первую половину дня.
Весна приходит в апреле-мае, когда снег начинает таять, а природа распускаться, цветёт «алтайская сакура» (маральник). Параллельно с этим просыпаются и выходят на охоту клещи.
В итоге самые приятные месяцы для посещения — май-июнь и сентябрь. Но не стоит себя ограничивать, мы были на пике сезона в июле и не жалеем, мест и маршрутов достаточно, поэтому поток людей не напрягает.
Источник https://www.drive2.ru/b/594572458665721253/
Источник https://travel.drom.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9/
Источник https://biletix.ru/blog/posts/puteshestvie-po-altayu-na-mashine-samyj-podrobnyj-putevoditel/