Содержание
Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая
Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:
Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.
Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.
Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.
Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:
Прям возле этой кафе протекает река Катунь,
а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.
После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.
Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.
Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!
В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!
Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь
На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»
Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.
Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.
Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни
Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:
Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.
Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.
Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш), с Алтайского «плоский камень» — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Движемся далее и останавливаемся у еще одной достопримечательности которая так же как и все, находятся прям возле дороги (метров 200-300 я не считаю далеко)
Эта достопримечательность Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
С Высотой падения воды 15 м.
Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.
Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.
Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.
Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.
В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!
Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.
Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.
3 мая 2018 Метки: чуйский тракт , алтай , достопримечательности , катунь , горы , реки , водопады , аил
Чуйский тракт на машине — путешествуем по главной дороге Алтая
Рассказываю о самом популярном маршруте для первого знакомства с Алтаем — путешествии по Чуйскому тракту на машине. Вы узнаете, как отправиться в Республику Алтай и проехать по тракту до Монголии, какие достопримечательности нужно обязательно увидеть по пути, как посетить родину Шукшина, подняться в облака на высоту 3000 м и побывать на Марсе.
Горный Алтай — это гора Белуха, ледники Северо-Чуйского хребта, заповедные плато, горные перевалы, многочисленные озера, водопады и слияния горных рек. Для туристов здесь разработаны маршруты разной сложности: пешие, конные, комбинированные от 1 до 12 дней. Так, поход к горным Шавлинским озерам занимает 8 дней, тур к подножью Белухи — 10 дней. Несмотря на многообразие туров, исследовать за одну поездку Горный Алтай невозможно.
Если Вы планируете поездку впервые, достаточно прокатиться прямо по Чуйскому тракту до Кош-Агача, далее уже пограничный с Монголией пункт Ташанта.
Эта дорога отмечена National Geographic как одна из красивейших в мире.
Чуйский тракт — участок федеральной трассы Р 256 Новосибирск – Ташанта, протяженность которой 940 км. Исторически он начинался в Бийске, но вести километраж принято от Новосибирска. Это и будет отправной точкой нашего маршрута. Дорога идет по Новосибирской области, Алтайскому краю и приводит в Республику Алтай.
Весь маршрут я проехала за 6 дней. Этого достаточно для осмотра основных достопримечательностей Чуйского тракта.
Карта Чуйского тракта
Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора
Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.
По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске
Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.
Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.
Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.
Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.
Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.
Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.
Бийск
Горный Алтай. Фото в пути
Бийск называют воротами Горного Алтая. Отсюда начинается путешествие по Чуйскому тракту.
Для того, чтобы познакомиться с культурой Горного Алтая, рекомендую посетить Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки. Здесь увидите саркофаг, предметы культа алтайских шаманов, ознакомитесь с коллекцией пазырыкской культуры скифов. Воспользуйтесь услугами экскурсовода при музее и послушайте историю о стране Беловодье, которую искал Николай Рерих в горах Алтая. Поверьте, интересно.
- Время работы: с 10:00 до 17:00, выходные дни — понедельник, вторник.
- Цена: 450 руб./2 чел., 100 руб./от 4 чел.
Проезжая Бийск остановитесь рядом с памятником нулевому километру Чуйского тракта. Он расположен перед мостом через реку Бия у музея Чуйского тракта. Загляните сюда, если интересна история Великого Шелкового пути. Чуйский тракт — северное ответвление этого пути, по которому происходила не только торговля со Средней Азией, но и коммуникация цивилизаций, обмен культурным опытом.
Сростки
Памятник Шукшину на горе Пикет, Алтай / фото wikimedia.org
На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.
Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.
К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.
- Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
- Адрес: ул. Советская, 86.
В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».
Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.
Алтай — сердце Евразии
На 428 км Чуйского тракта, границы Алтайского края и Республики Алтай, установлен памятник туристу «Пилигрим». Мужчина в туристическом обмундировании и собачка с рюкзаком уже много лет встречают туристов, чвъезжающих на территорию Республики. Местное поверье — чтобы поездка прошла удачно, нужно потереть собачке нос, а на обратном пути бросить монетку в рюкзак или карман путнику.
Здесь же расположен памятный знак «Алтай — сердце Евразии». Стела с шестью дугами, символизирующими аил — традиционное алтайское жилище, была установлена в честь вхождения алтайского народа в состав России. На девяти языках написано послание потомкам о том, что Республика Алтай — есть центр мироздания и призывающее чтить память древних народов.
Манжерок
Горнолыжный Манжерок / на фото автор статьи — Яна Рахимкулова
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
- проживаниев гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
- подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
- Ski-passна день пт-вск — 1300 руб.
Подробнее про Манжерок и горнолыжный отдых на Алтае, мы писали на Dorogi-ne-dorogi.ru вот в этой статье
ОЭЗ Бирюзовая Катунь
Река Катунь, Алтай
В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.
Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».
- Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
- Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
- Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.
Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.
Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.
Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.
Зубровый питомник
В питомнике 50 особей, среди них чистокровные беловежские зубры. Летом на них можно полюбоваться издалека, а зимой зубры подходят к ограде, где их можно покормить, погладить.
Чтобы добраться в питомник нужно на 510 км Чуйского тракта, не доезжая села Черга, повернуть направо и проехать еще 2 км. Указатели есть.
- Питомник работает без выходных.
- Входной билет: 250 руб./взрослые, 150 руб./дети.
На заметку: в селе Черга есть одноименный маслосливочный завод. Советую купить там сыр и масло. Вкусно и качественно.
Семинский перевал
На 583 км мы проезжаем самую высокую точку Чуйского тракта — Семинский перевал. Его высота — 1715 м.
Это уже среднегорье Алтая. В июне и сентябре, когда кругом тепло и зелено, я видела здесь снег.
На вершине перевала установлен обелиск в честь 200-летия включения Республики Алтай в состав Российской Империи. Здесь же кафе, туристический базар с дарами Алтая: брусника, кедровые орехи, вяленое мясо марала, медовуха и предметы одежды из верблюжьей шерсти. Не торопитесь покупать сразу, впереди еще будут сувенирные рынки, а в Кош-Агаче можно посетить местный базар.
Перевал Чике-Таман
По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.
Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.
Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.
Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.
Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.
Кордон Кур-Кечу
Кордон Кур-Кечу / фото автора
После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.
Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.
Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.
Песчаная скала на 687 км / фото автора
Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.
Чуй-Оозы
Смотровая площадка с видом на слияние рек Чуя и Катунь расположена на 713 км Чуйского тракта. Завораживающее место, где четко видны границы переплетения вод серой Чуи с бирюзовыми водами Катуни. Алтайцы почитают это место. Здесь все имеет свою легенду или историю.
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.
- Входной билет — 100 руб.
Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.
Акташ
Крупный поселок на 788 км Чуйского тракта.
Акташ —перевалочный пункт для туристов. Здесь удобно останавливаться, чтобы делать радиальные выезды к другим маршрутам.
Я останавливалась на базе «Красный лис». Комфортные новые домики с отоплением. Удобства на территории базы, но есть добротная баня. Владеет базой добродушная алтайская семья, которая расскажет про достопримечательности в округе, а при необходимости, и доставит туда на собственной буханке. Это самый популярный вид транспорта в Горном Алтае.
- Цены: 1500 руб./сутки за двухместный дом.
- Работают с мая до октября/ноября (высокий сезон).
С базы можно пройти к Гейзеровому озеру бесплатно.
Гейзеровое озеро
Гейзеровое озеро осенью / фото автора
Гейзеровое озеро — водоем насыщенного бирюзового цвета с причудливыми узорами, которые постоянно меняются. Аналогичные озера есть только в Йеллоустонском заповеднике в Америке. Озеро не предназначено для купания, можно нарушить экосистему.
Озеро расположено в 7 км от поселка Акташ. Основной проход лежит через базу «Маленький рай». Вывески вдоль дороги укажут путь. Проход: 50 руб.
Акташский ретранслятор
Панорама на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь / фото автора
Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.
Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.
Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.
Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.
Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».
Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.
На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.
Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.
Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.
Урочище Кызыл-Чин
Марсовые горы, Алтай
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Кош-Агач
Алтай, Монголия. Юрты в степи
Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.
Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.
В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.
Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.
Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.
Автор: Яна Рахимкулова для проекта Dorogi-ne-dorogi.ru
Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов
Чуйский тракт на Алтае (около 968 км) — это не только федеральная автодорога P-256 от Новосибирска до границы с Монголией, но и живописный памятник природы и истории. Мы составили для наших читателей путеводитель по Чуйскому тракту на автомобиле с указанием достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание во время путешествия.
Чуйский тракт: история, описание
Участок Чуйского тракта от Бийска до монгольской границы принято называть историческим: эту караванную тропу с конца XVIII в. проторили бийские купцы, чтобы торговать с монголами, тибетцами и китайцами на ярмарке в селе Кош-Агач.
Дорогу совершенствовали и обустраивали в несколько этапов:
- в начале XX в. для колесных повозок — исправного состояния хватило на несколько лет;
- в 1916 г. под руководством инженера В. Шишкова для автомобилей — из-за разрушений в гражданскую войну и 10 лет без ремонта трасса пришла в запустение;
- с 1930-х годов восстановили мосты через горные реки, сделали новые перевалы и оптимизировали опасные участки;
- к 1961 г. сформировалась трасса протяженностью от Новосибирска до Ташанты.
С появлением курортной зоны в Республике Алтай (от д. Соузга до с. Чемал) путешествие по Чуйскому тракту на автомобиле с посещением достопримечательностей стало популярным у многих туристов.
Автопутешествие по Чуйскому тракту: плюсы, когда лучше ехать, что взять с собой, меры предосторожности
Путешествие лучше планировать с мая по октябрь. Лето на Алтае короткое, температура воздуха на открытых степных участках доходит до +18 °С, а в низинах — до +35 °С. Опытные путешественники советуют приезжать в июле — начале августа.
Пригодится теплая одежда, дождевики, резиновые сапоги, горные ботинки, шапки и перчатки. Ассортимент местных аптек невелик, поэтому возьмите с собой средства первой помощи, обезболивающие, жаропонижающие и лекарства на случай пищевого отравления.
Обязательно используйте противоклещевые аэрозоли: клещей на Алтае много, а некоторые являются переносчиками инфекций.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый лучший способ, как добраться до Чуйского тракта из Москвы, — долететь на самолете до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска.
Дороги Чуйского тракта: состояние, заправки, сервисы
Асфальт на главной трассе без трещин, разметка четкая, есть заездные карманы, ограждения на опасных участках. А вот второстепенные дороги к небольшим областным городам часто грунтовые или щебневые, на них может быть глубокая колея или разбитое покрытие.
Препятствия. Водителям не следует превышать скорость: на проезжую часть часто выходят коровы, лошади или козы, а на участках под отвесными скалами могут лежать крупные камни (дорожники освобождают проезд обычно в течение получаса).
Заправки и автосервис. До Семинского перевала заправки есть каждые 10–30 километров. В селе Шебалино стоит заправиться с запасом: далее АЗС будут встречаться с интервалом до 60, а от села Огундай — до 120 километров. Автомастерские можно встретить приблизительно каждые 50 километров.
Если нужно арендовать автомобиль
Если собираетесь объехать Горный Алтай (Чуйский тракт) на машине, лучше арендовать внедорожник или кроссовер с полным приводом. В Новосибирске можно забронировать автомобиль за 2800 — 4300 ₽/сут.). В Горно-Алтайске арендовать внедорожник можно от 3500 ₽/сут. Советуем бронировать машину заранее: в туристический сезон услуга востребована.
Участок Чуйского тракта: Бийск — Чемальский тракт
Проходящая по Алтайскому краю и Республике Алтай историческая часть трассы длиной около 630 километров — популярный маршрут по достопримечательностям Чуйского тракта на машине, мы разделим его на участки и расскажем о каждом отдельно.
Около села Усть-Сема (через 155 км от Бийска) от основной дороги ответвляется Чемальский тракт (84К-116) и идет по правому берегу реки Катунь до села Куюс.
Протяженность участка
Участок Бийск — Куюс имеет длину около 247 километров, Чемальский тракт (Усть-Сема — Чемал — Куюс) — около 92 км.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Перед тем, как осматривать Чуйский тракт и достопримечательности на машине, задержитесь в Бийске. В краеведческом музее на ул. Советская, 42 стоит посетить экспозицию, посвященную истории строительства дороги. На 384-м км трассы в селе Сростки есть две достопримечательности: мемориал писателя Василия Шукшина (ул. Советская, 68) и его дом (ул. Братьев Ореховых, 76).
Куда свернуть с Чуйского тракта: интересные места рядом
Посетите природную достопримечательность —Тавдинские пещеры: от Манжерока поверните вправо на мост через Катунь, после него — налево и следуйте около километра прямо.
На 460-м км трассы, не доезжая до села Соузга, поверните вправо на мост через Катунь. Дорога приведет к озеру Айское и далее до скалы-останца Чертов палец, с которой открываются панорамные виды.
Где поесть, остановиться на ночлег
На Чемальском шоссе есть множество точек общепита, а переночевать можно на одной из турбаз. В хорошую погоду можно устроиться в автокемпинге.
Участок Чуйского тракта: Чемальский тракт — Семинский перевал
Рассмотрим участок от села Усть-Сема (496-й км) до вершины Семинского перевала (583-й км).
Протяжунность участка
Длина отрезка Усть-Сема — Семинский перевал составляет около 85,3 километра.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Семинский перевал — это и достопримечательность, и дорога через Семинский хребет на высоте 1717 км, на пике которого есть, что посмотреть: по Чуйскому тракту на машине можно подъехать к обелиску в честь 200-летия присоединения народов Алтая к Российской империи.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Вершину Семинского перевала украсили площадкой: восемь старейшин в виде каменных глыб окружают символический очаг. Концепция сооружения подчеркивает священное значение перевалов у коренных алтайских народов.
Куда свернуть с Чуйского шоссе: достопримечательности рядом
По левую сторону трассы в 10 километрах от перевала находится гора Сарлык. При наличии снаряжения можно сходить в однодневный поход. Подъем на вершину плавный, с нее открывается вид на Туюкскую долину и озера. Слева от трассы в 2 километрах расположена гора Тяхта, а на ее склоне — база горнолыжников «Семинский перевал».
Где поесть, остановиться на ночлег
На склоне горы Тяхты расположены гостиницы, гостевые дома и база отдыха «Динамо», которая предлагает туристам остановиться в одном из деревянных коттеджей в окружении кедрового леса.
Участок Чуйского тракта: Семинский перевал — перевал Чике-Таман
Пролегает от вершины Семинского перевала на 583-километровой отметке до вершины перевала Чике-Таман на 659-километровой отметке.
Протяженность участка
Расстояние между перевалами Семинский и Чике-Таман — около 80 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Зигзагообразный десятикилометровый перевал Чике-Таман через отрог Теректинского хребта — главная достопримечательность этого участка. С одной стороны над перевалом нависает скала, а с другой — пролегает глубокая пропасть. С обзорной площадки, где есть кафе и точка продажи сувениров, виден участок старой дороги (до 1984 г.).
Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом
На 620-м км тракта сверните по указателю направо и по второстепенной дороге преодолейте около 16 километров: парк Уч-Энмек в Каракольской долине известен историческими достопримечательностями: древними курганами, петроглифами и каменными кольцами.
Где поесть, остановиться на ночлег
Остановиться можно в долине Уч-Энмек на одноименной турбазе или проехать 17 километров до села Огундай, где есть больший выбор среди отелей и гостевых домов.
Участок Чуйского тракта: перевал Чике-Таман — Акташ
Началом участка будем считать 659-километровую отметку на вершине Чике-Таман, концом —788-километровую отметку у села Акташ.
Протяженность участка
Расстояние между указанными точками — около 128 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
В 6 км от села Купчегень есть, что посмотреть, на Чуйском тракте (самостоятельно, на машине), — на левом берегу Катуни расположена достопримечательность археологии — урочище Кур-Чечу, где на участке длиной 3,5 км встречаются курганы, ритуальные каменные изваяния и наскальные росписи.
Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом
Яломанское городище на 693-м км хранит следы тюркского средневекового поселения. Близ 710-го км трассы мутные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь. Резко очерченную границу слияния наблюдают со смотровой площадки в 500 м от трассы.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. У села Иня сохранилась достопримечательность: двухцепный подвесной мост через Катунь, который строился в 1936 г. силами заключенных. А на скалах урочища Калбак-Таш (723-й км) древним человеком около 1000 лет назад высечены петроглифы.
Где поесть, остановиться на ночлег
Можно разместиться в одном из домиков туристического комплекса на кордоне Кур-Чечу. С палаткой можно остановится в кемпинге у места слияния рек Большой Яломан и Катунь.
Участок Чуйского тракта: Акташ — Чаган-Узун (Курайская степь)
Пролегает между с. Акташ на 788-километровой отметке и с. Чаган-Узун (864-й км).
Протяженность участка
Расстояние Акташ — Чаган-Узун составляет около 76 км.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Можно полюбоваться на Гейзерное озеро бирюзового цвета и, если повезет, понаблюдать активность подводных гейзеров. Достопримечательность находится в 6 километрах от с. Акташ, повернуть с трассы на 796-м километре, ориентируясь на базу «Маленький рай».
Красно-коричневые слоистые горные гряды Курайской степи порождают у туристов ассоциации с Марсом и вызывают самые восторженные отзывы о достопримечательностях Чуйского тракта: на машине у с. Курай поверните направо к с. Кызыл-Таш и следуйте вдоль р. Чуи.
Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом
Поверните из с. Акташ по указателю налево в сторону Улагана, и через 8 километров пути откроется достопримечательность Красные ворота — скала из камня бурого оттенка, в которой прорубили дорогу.
Где поесть, остановиться на ночлег
Остановиться можно в с. Акташ, Курай или на турбазе у Гейзерного озера.
Участок Чуйского тракта: Чаган-Узун — граница с Монголией (Чуйская степь)
Юго-восточный отрезок дороги — от 864-го км до с. Ташанта (961-й км). В селе находится погранзастава и пункт пропуска через границу с Монголией.
Протяженность участка
Расстояние Чаган-Узун — Ташанта равно около 78,6 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
В Чуйской степи интересен одиночный холм с обнаруженными на нем наскальными рисунками бронзового века. Достопримечательность расположена в 10 километрах правее от с. Кош-Агач.
Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом
После поворота направо от с. Кош-Агач через 30 километров находится мегалит Тархатинский — шестидесятиметровый круг, внутри которого особым образом расположены каменные глыбы. Ученые считают достопримечательность древней обсерваторией и подтверждают наличие здесь магнитной аномалии.
Где поесть, остановиться на ночлег
На этом отрезке пути места для ночлега стоит искать в селах Чаган-Узун и Кош-Агач.
Мы охватили лишь небольшую часть достопримечательностей, которые включает наш маршрут на машине по Чуйскому тракту, где каждый поворот откроет смелым путешественникам уникальные природные ландшафты. Недаром журнал National Geographic (Россия) в 2014 г. включил автодорогу в десятку самых красивых в мире.
Источник https://www.drive2.ru/c/501221447566361010/
Источник https://dorogi-ne-dorogi.ru/altaj/chujskij-trakt-na-mashine-puteshestvuem-po-glavnoj-doroge-altaya.html
Источник https://travelask.ru/russia/biysk/putevoditel-po-chuyskomu-traktu-dlya-avtoturistov