Содержание
Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая
Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:
Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.
Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.
Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.
Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:
Прям возле этой кафе протекает река Катунь,
а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.
После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.
Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.
Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!
В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!
Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь
На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»
Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.
Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.
Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни
Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:
Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.
Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.
Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш), с Алтайского «плоский камень» — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Движемся далее и останавливаемся у еще одной достопримечательности которая так же как и все, находятся прям возле дороги (метров 200-300 я не считаю далеко)
Эта достопримечательность Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
С Высотой падения воды 15 м.
Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.
Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.
Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.
Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.
В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!
Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.
Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.
3 мая 2018 Метки: чуйский тракт , алтай , достопримечательности , катунь , горы , реки , водопады , аил
Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов
Чуйский тракт на Алтае (около 968 км) — это не только федеральная автодорога P-256 от Новосибирска до границы с Монголией, но и живописный памятник природы и истории. Мы составили для наших читателей путеводитель по Чуйскому тракту на автомобиле с указанием достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание во время путешествия.
Чуйский тракт: история, описание
Участок Чуйского тракта от Бийска до монгольской границы принято называть историческим: эту караванную тропу с конца XVIII в. проторили бийские купцы, чтобы торговать с монголами, тибетцами и китайцами на ярмарке в селе Кош-Агач.
Дорогу совершенствовали и обустраивали в несколько этапов:
- в начале XX в. для колесных повозок — исправного состояния хватило на несколько лет;
- в 1916 г. под руководством инженера В. Шишкова для автомобилей — из-за разрушений в гражданскую войну и 10 лет без ремонта трасса пришла в запустение;
- с 1930-х годов восстановили мосты через горные реки, сделали новые перевалы и оптимизировали опасные участки;
- к 1961 г. сформировалась трасса протяженностью от Новосибирска до Ташанты.
С появлением курортной зоны в Республике Алтай (от д. Соузга до с. Чемал) путешествие по Чуйскому тракту на автомобиле с посещением достопримечательностей стало популярным у многих туристов.
Автопутешествие по Чуйскому тракту: плюсы, когда лучше ехать, что взять с собой, меры предосторожности
Путешествие лучше планировать с мая по октябрь. Лето на Алтае короткое, температура воздуха на открытых степных участках доходит до +18 °С, а в низинах — до +35 °С. Опытные путешественники советуют приезжать в июле — начале августа.
Пригодится теплая одежда, дождевики, резиновые сапоги, горные ботинки, шапки и перчатки. Ассортимент местных аптек невелик, поэтому возьмите с собой средства первой помощи, обезболивающие, жаропонижающие и лекарства на случай пищевого отравления.
Обязательно используйте противоклещевые аэрозоли: клещей на Алтае много, а некоторые являются переносчиками инфекций.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый лучший способ, как добраться до Чуйского тракта из Москвы, — долететь на самолете до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска.
Дороги Чуйского тракта: состояние, заправки, сервисы
Асфальт на главной трассе без трещин, разметка четкая, есть заездные карманы, ограждения на опасных участках. А вот второстепенные дороги к небольшим областным городам часто грунтовые или щебневые, на них может быть глубокая колея или разбитое покрытие.
Препятствия. Водителям не следует превышать скорость: на проезжую часть часто выходят коровы, лошади или козы, а на участках под отвесными скалами могут лежать крупные камни (дорожники освобождают проезд обычно в течение получаса).
Заправки и автосервис. До Семинского перевала заправки есть каждые 10–30 километров. В селе Шебалино стоит заправиться с запасом: далее АЗС будут встречаться с интервалом до 60, а от села Огундай — до 120 километров. Автомастерские можно встретить приблизительно каждые 50 километров.
Если нужно арендовать автомобиль
Если собираетесь объехать Горный Алтай (Чуйский тракт) на машине, лучше арендовать внедорожник или кроссовер с полным приводом. В Новосибирске можно забронировать автомобиль за 2800 — 4300 ₽/сут.). В Горно-Алтайске арендовать внедорожник можно от 3500 ₽/сут. Советуем бронировать машину заранее: в туристический сезон услуга востребована.
Участок Чуйского тракта: Бийск — Чемальский тракт
Проходящая по Алтайскому краю и Республике Алтай историческая часть трассы длиной около 630 километров — популярный маршрут по достопримечательностям Чуйского тракта на машине, мы разделим его на участки и расскажем о каждом отдельно.
Около села Усть-Сема (через 155 км от Бийска) от основной дороги ответвляется Чемальский тракт (84К-116) и идет по правому берегу реки Катунь до села Куюс.
Протяженность участка
Участок Бийск — Куюс имеет длину около 247 километров, Чемальский тракт (Усть-Сема — Чемал — Куюс) — около 92 км.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Перед тем, как осматривать Чуйский тракт и достопримечательности на машине, задержитесь в Бийске. В краеведческом музее на ул. Советская, 42 стоит посетить экспозицию, посвященную истории строительства дороги. На 384-м км трассы в селе Сростки есть две достопримечательности: мемориал писателя Василия Шукшина (ул. Советская, 68) и его дом (ул. Братьев Ореховых, 76).
Куда свернуть с Чуйского тракта: интересные места рядом
Посетите природную достопримечательность —Тавдинские пещеры: от Манжерока поверните вправо на мост через Катунь, после него — налево и следуйте около километра прямо.
На 460-м км трассы, не доезжая до села Соузга, поверните вправо на мост через Катунь. Дорога приведет к озеру Айское и далее до скалы-останца Чертов палец, с которой открываются панорамные виды.
Где поесть, остановиться на ночлег
На Чемальском шоссе есть множество точек общепита, а переночевать можно на одной из турбаз. В хорошую погоду можно устроиться в автокемпинге.
Участок Чуйского тракта: Чемальский тракт — Семинский перевал
Рассмотрим участок от села Усть-Сема (496-й км) до вершины Семинского перевала (583-й км).
Протяжунность участка
Длина отрезка Усть-Сема — Семинский перевал составляет около 85,3 километра.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Семинский перевал — это и достопримечательность, и дорога через Семинский хребет на высоте 1717 км, на пике которого есть, что посмотреть: по Чуйскому тракту на машине можно подъехать к обелиску в честь 200-летия присоединения народов Алтая к Российской империи.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Вершину Семинского перевала украсили площадкой: восемь старейшин в виде каменных глыб окружают символический очаг. Концепция сооружения подчеркивает священное значение перевалов у коренных алтайских народов.
Куда свернуть с Чуйского шоссе: достопримечательности рядом
По левую сторону трассы в 10 километрах от перевала находится гора Сарлык. При наличии снаряжения можно сходить в однодневный поход. Подъем на вершину плавный, с нее открывается вид на Туюкскую долину и озера. Слева от трассы в 2 километрах расположена гора Тяхта, а на ее склоне — база горнолыжников «Семинский перевал».
Где поесть, остановиться на ночлег
На склоне горы Тяхты расположены гостиницы, гостевые дома и база отдыха «Динамо», которая предлагает туристам остановиться в одном из деревянных коттеджей в окружении кедрового леса.
Участок Чуйского тракта: Семинский перевал — перевал Чике-Таман
Пролегает от вершины Семинского перевала на 583-километровой отметке до вершины перевала Чике-Таман на 659-километровой отметке.
Протяженность участка
Расстояние между перевалами Семинский и Чике-Таман — около 80 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Зигзагообразный десятикилометровый перевал Чике-Таман через отрог Теректинского хребта — главная достопримечательность этого участка. С одной стороны над перевалом нависает скала, а с другой — пролегает глубокая пропасть. С обзорной площадки, где есть кафе и точка продажи сувениров, виден участок старой дороги (до 1984 г.).
Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом
На 620-м км тракта сверните по указателю направо и по второстепенной дороге преодолейте около 16 километров: парк Уч-Энмек в Каракольской долине известен историческими достопримечательностями: древними курганами, петроглифами и каменными кольцами.
Где поесть, остановиться на ночлег
Остановиться можно в долине Уч-Энмек на одноименной турбазе или проехать 17 километров до села Огундай, где есть больший выбор среди отелей и гостевых домов.
Участок Чуйского тракта: перевал Чике-Таман — Акташ
Началом участка будем считать 659-километровую отметку на вершине Чике-Таман, концом —788-километровую отметку у села Акташ.
Протяженность участка
Расстояние между указанными точками — около 128 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
В 6 км от села Купчегень есть, что посмотреть, на Чуйском тракте (самостоятельно, на машине), — на левом берегу Катуни расположена достопримечательность археологии — урочище Кур-Чечу, где на участке длиной 3,5 км встречаются курганы, ритуальные каменные изваяния и наскальные росписи.
Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом
Яломанское городище на 693-м км хранит следы тюркского средневекового поселения. Близ 710-го км трассы мутные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь. Резко очерченную границу слияния наблюдают со смотровой площадки в 500 м от трассы.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. У села Иня сохранилась достопримечательность: двухцепный подвесной мост через Катунь, который строился в 1936 г. силами заключенных. А на скалах урочища Калбак-Таш (723-й км) древним человеком около 1000 лет назад высечены петроглифы.
Где поесть, остановиться на ночлег
Можно разместиться в одном из домиков туристического комплекса на кордоне Кур-Чечу. С палаткой можно остановится в кемпинге у места слияния рек Большой Яломан и Катунь.
Участок Чуйского тракта: Акташ — Чаган-Узун (Курайская степь)
Пролегает между с. Акташ на 788-километровой отметке и с. Чаган-Узун (864-й км).
Протяженность участка
Расстояние Акташ — Чаган-Узун составляет около 76 км.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
Можно полюбоваться на Гейзерное озеро бирюзового цвета и, если повезет, понаблюдать активность подводных гейзеров. Достопримечательность находится в 6 километрах от с. Акташ, повернуть с трассы на 796-м километре, ориентируясь на базу «Маленький рай».
Красно-коричневые слоистые горные гряды Курайской степи порождают у туристов ассоциации с Марсом и вызывают самые восторженные отзывы о достопримечательностях Чуйского тракта: на машине у с. Курай поверните направо к с. Кызыл-Таш и следуйте вдоль р. Чуи.
Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом
Поверните из с. Акташ по указателю налево в сторону Улагана, и через 8 километров пути откроется достопримечательность Красные ворота — скала из камня бурого оттенка, в которой прорубили дорогу.
Где поесть, остановиться на ночлег
Остановиться можно в с. Акташ, Курай или на турбазе у Гейзерного озера.
Участок Чуйского тракта: Чаган-Узун — граница с Монголией (Чуйская степь)
Юго-восточный отрезок дороги — от 864-го км до с. Ташанта (961-й км). В селе находится погранзастава и пункт пропуска через границу с Монголией.
Протяженность участка
Расстояние Чаган-Узун — Ташанта равно около 78,6 километров.
Что посмотреть: описание достопримечательностей
В Чуйской степи интересен одиночный холм с обнаруженными на нем наскальными рисунками бронзового века. Достопримечательность расположена в 10 километрах правее от с. Кош-Агач.
Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом
После поворота направо от с. Кош-Агач через 30 километров находится мегалит Тархатинский — шестидесятиметровый круг, внутри которого особым образом расположены каменные глыбы. Ученые считают достопримечательность древней обсерваторией и подтверждают наличие здесь магнитной аномалии.
Где поесть, остановиться на ночлег
На этом отрезке пути места для ночлега стоит искать в селах Чаган-Узун и Кош-Агач.
Мы охватили лишь небольшую часть достопримечательностей, которые включает наш маршрут на машине по Чуйскому тракту, где каждый поворот откроет смелым путешественникам уникальные природные ландшафты. Недаром журнал National Geographic (Россия) в 2014 г. включил автодорогу в десятку самых красивых в мире.
Чуйский тракт — путеводитель по самой красивой дороге России
Дорога, которую множество уважаемых изданий называют одной из самых красивых дорог не только России но и всего мира. В нашей статье подробное описание маршрута, интересные достопримечательности, интерактивная карта и треки для телефона или навигатора.
Скачать треки маршрута
Описание
«Чуйский тракт» официально — это федеральная автомобильная дорога Р256 (до 2018 также М52). Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, связывает Россию с Монголией и Китаем. Протяжённость автомагистрали — 968 километров.
Исторический Чуйский тракт является лишь частью современной дороги и проходит от Бийска до границы с Монголией, общей протяжённостью около 630 км. Этот участок считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы и огромного количества интересных достопримечательностей на её пути.
Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается автодорогой A0306 от границы с Россией до города Улгий в Монголии.
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. А свое название тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.
Путеводитель
Полный трек нашего путеводителя можно скачать, нажав по кнопкам выше. Также, для удобства, предлагаем скачать отдельный трек, который не учитывает ответвления: GPX или KML. Именно по нему будет дальнейший отсчёт километража, а ответвления будут указаны отдельно.
- 0 км
- 350 километр тракта
Чтобы лучше познакомиться с историей тракта, путешествие нужно начинать в Бийске, где находится музей истории Чуйского тракта. Именно от этой точки стартует трек и далее будет указано расстояние, на которое мы будем от неё удаляться. Музей находится прямо посреди дороги, в прямом смысле этого слова, рядом с мостом через реку Бия в городе Бийск, поэтому пропустить его будет трудно. В музее можно увидеть весь предстоящий путь в миниатюре и разузнать про дополнительные точки интереса на маршруте.
- 35 км от Бийска
- 385 км тракта
- поворот на село Сростки
- ответвление + 2,5 километра
В этом селе жил и вёл активную творческую деятельность знаменитый писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Макарович Шукшин. С Чуйским трактом связаны некоторые моменты творческой деятельности Василия, в частности он писал: «Есть на Алтае тракт — Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам. Стоит разок проехать от Бийска до Ини, хотя бы. заглянуть вниз с перевала Чике-Таман — и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси. «. В селе есть целый ряд объектов посвящённых писателю, гора, с которой открывается хороший вид на Катунь и некоторые другие достопримечательности.
- 76 км от Бийска
- 426 км тракта
- посёлок Долина Свободы
Считается, что с горы Бабырган начинается Горный Алтай, так как это самая северная вершина Семинского хребта и первый тысячник, стоящий на пути путешественников, следующих по Чуйскому тракту в Горный Алтай. От поселка Долина Свободы открывается живописный вид на гору, именно с этого места в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина, описывающегося в легендах. Административная граница Республики Алтай и Алтайского края также находится здесь на краю села.
У дороги установлена стела «Республика Алтай», а также несколько других памятников и скульптур, в частности памятник туристу «Пилигрим». Немного дальше по дороге установлен сакральный камень «Бай Таш», привезённый сюда с плато Укок и памятный знак «Алтай – сердце Евразии».
- 128 км от Бийска
- 478 км тракта
Популярное место для остановок на тракте: здесь много сувенирных лавок, кафе и один из самых известных источников горного Алтая. На противоположном берегу реки Катунь находятся знаменитые Тавдинские пещеры. Попасть туда можно по мосту, немного не доезжая до источника Аржан-Суу, правда проезд по мосту платный.
Чемальский тракт
- 144 км от Бийска
- 494 км тракта
- ответвление + 42 километра в одну сторону
- GPX или KML трек
Развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта. Здесь можно свернуть с основной магистрали, чтобы посетить несколько интересных достопримечательностей, таких как: Музей-усадьба Григория Ивановича Чорос-Гуркина, Палеопарк, а самой дольней точкой можно выбрать Чемальскую ГЭС. До 2011 года Чуйский тракт проходил через село Усть-Сема, позже был построен новый мост через Катунь. Старый тоже функционирует, но имеет ограничение 20 т.
- 233 км от Бийска
- 583 км тракта
Один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае — Семинский, имеет плавные подъем, спуск и повороты. Поэтому, несмотря на высоту 1717 метров, переезд по нему довольно комфортный. На седловине есть кафе, небольшой рыночек и стела, установленная в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.
- 309 км от Бийска
- 659 км тракта
Красивые виды, хорошая асфальтированная дорога и оборудованная смотровая площадка не оставят равнодушными проезжающих мимо туристов. Дежурные сувенирные лавки и кафе здесь также присутсвуют. Особый интерес вызывает сохранившейся кусок старого тракта, любопытно посмотреть как выглядела дорога в прошлом.
- 342 км от Бийска
- 692 км тракта
Примерно через километр после моста через реку Большой Яломан дорога прорезана сквозь красивую скалу. Проехав её можно остановиться и осмотреться вокруг, пейзажи здесь очень необычные и по-настоящему красивые.
- 352 км от Бийска
- 702 км Тракта
- Село Иня
Старый подвесной мост через Катунь у села Иня Онгудайского района, интересный памятник архитектуры. Благодаря своей уникальной на тот момент конструкции — это первый в мире двухкабельный висячий мост.
Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью
- 360 км от Бийска
- 710 км тракта
Чуй-Оозы так и переводится с алтайского языка — «устье Чуи». Место, где сливаются потоки Катуни и Чуи пользуется популярностью у всех проезжающих. Здесь есть небольшая смотровая площадка, с которой хорощо видно разницу в оттенках цвета воды двух знаковых алтайских рек. В нескольких километрах дальше по трассе расположен археологический комплекс с наскальными рисунками, кафе и несколькими традиционными Алтайскими жилищами, в которых организованы музеи Алтайского быта.
- 371 км от Бийска
- 721 км Тракта
Место знаменитое огромным количеством петроглифов, высеченных в древние времена на одной из сал, расположенной прямо возле полотна Чуйского тракта. За небольшую плату по комплексу можно прогуляться и самостоятельно, но гораздо интересней послушать местного экскурсовода, чтобы чуть лучше разобраться что и где высечено на камнях.
- 376 км от Бийска
- 726 км тракта
Ещё один интересный археологический комплекс с наскальными рисунками и идолом «Каменный воин».
- 392 км от Бийска
- 742 км тракта
Тот самый памятник, который стоял на этом месте изначально, вы могли увидеть в музее Чуйского тракта в самом начале своего путешествия. А на этом месте сейчас обустроена красивая смотровая площадка и несколько автомобилей старой эпохи непосредственно связанных с Чуйским трактом.
- 408 км от Бийска
- 758 км тракта
Сувенирной лавкой и алтайскими лепёшками к этому времени вас уже не удивить, но удобная стоянка и хорошая тропа, на которой можно размяться после долгой поездки, приведут к красивому водопаду с чистой горной водой.
Село Чибит
- 432 км от Бийска
- 782 км тракта
Здесь чаще всего начинаются пешие и конные маршруты к Шавлинским озёрам — один из самых популярных туристских маршрутов горного Алтая. В Чибите есть АЗС, магазин, работает сотовая связь. На окраине села находится родник с чистой водой.
Село Акташ ответвление до южного берега Телецкого озера
- 439 км от Бийска
- 789 км тракта
- ответвление + 182 километра в одну сторону
- GPX или KML трек
Здесь начинается большое ответвление от Чуйского тракта, по желанию можно прокатиться, но стоит учитывать, что дорога местами далеко не такая хорошая как на самом тракте. Однако, достопримечательности, расположившееся здесь, того стоят. На этом пути вас ждёт самый сложный перевал Кату-Ярык, потрясающе живописный каньон реки Чулышман, в котором так же есть целый ряд интересных мест, таких как: Водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар. А на самой дальней точке перед взором предстанет самое большое озеро Алтая — Телецкое. Дорога по каньону реки Чулышман гравийная, местами очень неприятная, хотя и проезжаемая на любом автомобиле, главная сложность — перевал Кату-Ярык, который не просто сложный, но ещё и опасный. Преодолевать перевал стоит только опытным водителям (имеется ввиду не 20 лет стажа в городе, а хороший опыт вождения по песку и бездорожью).
- 445 км от Бийска
- 795 км тракта
Небольшое термальное озеро, которое также называют Потайным, Серебряным или Голубым. Находится недалеко от трассы, пройти к нему можно прямо от базы отдыха «Мены», правда могут попросить оплату за проход по территории базы. Обойти, конечно, можно, но хозяева базы следят за состоянием тропы, проходящей по болотистой местности, поэтому лучше не жадничать.
- 472 км от Бийска
- 822 км тракта
Здесь начинается Курайская степь. По правую сторону движения вы увидите холмы, на которые ведут просёлочные дороги, с этих холмов открываются самые фотогеничные виды на степь с возвышающимися над ней вершинами Северо-Чуйского хребта. Далее, свернув в село Курай, можно покататься и по самой степи, доехав до моста через Чую и далее. Ещё дальше вглубь степи на север, если преодолеть брод, по грунтовым дорогам можно вплотную приблизиться к турбазе Перевалка (последние 500 метров до неё очень плохая дорога), откуда начинаются маршруты в долину Актру, где находится несколько баз и Альплагерь.
- 513 км от Бийска
- 863 км тракта
- ответвление + 8 километров в одну сторону
Если свернуть в сторону села Чаган-Узун на автомобильный мост через Чую, можно доехать до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога грунтовая и есть один небольшой (если нет дождей или паводка) брод.
Кош-Агач
- 541 км от Бийска
- 891 км тракта
Конечная точка большинства путешествующих по Чуйскому тракту. Село Кош-Агач расположилось прямо посреди огромной Чуйской степи, в селе есть все блага цивилизации, гостиницы, магазины заправки. Дальше по тракту только небольшое село Ташанта и граница с Монголией, куда, кстати, тоже можно поехать, но это уже совсем другая история.
Бонус
Если у вас надёжный автомобиль и хороший водитель, можно проехать ещё дальше в сторону легендарного Плато Укок. Максимально, куда можно проехать на кроссовере — это Джумалинские источники или село Беляши. До самого плато проедут только хорошо подготовленные внедорожники. Это ответвление будет интересно тем, кто хочет увидеть самые отдалённые уголки Алтая, безлюдные и суровые природные территории.
Вариант возвращения
Чтобы не ехать по тем же самым местам назад, помимо возможности уехать в Монголию и вернуться через Бурятию домой, можно сделать обратный путь чуть более нестандартным. Вариант не самый надёжный и простой, но с южного берега Телецкого озера можно уехать вместе с автомобилем на пароме, перебравшись прямо по озеру на Северный берег, откуда ведёт короткая асфальтовая дорога прямо до Горно-Алтайска, а из него уже по знакомой дороге назад. Это сильно сократит путь и не придётся возвращаться по грунтовой дороге каньона реки Чулышман и преодолевать опасный Кату-Ярык вверх. Сложность — в организации паромной переправы и немалой цены за такую услугу. Если вы хотите устроить такой вариант, то лучше заранее звонить на турбазы Телецкого озера или в Горно-Алтайск и договариваться с паромщиками.
На обратном пути рекомендуем завернуть в Горно-Алтайск и посетить самый крупный музей Алтая, там вы ещё раз увидите весь проделанный путь, побольше узнаете об истории этих мест и закрепите всю полученную в ходе путешествия информацию. Это будет отличным завершением прекрасного путешествия по Чуйскому Тракту!
Алтай огромен и разнообразен, помимо мест, описанных выше, вы встретите на пути гораздо больше интересных достопримечательностей и сможете запечатлеть множество красивых кадров природы, флоры и фауны Горного Алтая. Эту статью мы будем периодически дополнять, поэтому сохраняйте в закладки и подписывайтеь на наши странички в социальных сетях. До встречи в горах или на дороге!
Комментарии
Вера Богданова 26 января 2021, 10:47 0
Источник https://www.drive2.ru/c/501221447566361010/
Источник https://travelask.ru/russia/biysk/putevoditel-po-chuyskomu-traktu-dlya-avtoturistov
Источник https://trekkingmania.ru/chujskij_trakt_i_ego_dostoprimechatelnosti_putevoditel_po_samoj_krasivoj_doroge_rossii/