Содержание

Путешествие в черногорию на своем автомобиле

В Черногории очень выгодно брать машину на длительный срок.

Если вы берете транспорт в местном прокате на весь отдых, то каждый день аренды выйдет дешевле.

К тому же вы значительно экономите на экскурсиях и такси. Стоимость групповой экскурсии от 40 евро с человека, а прокат машины от 20 евро, за день можете объехать пол страны.

Такси в аэропорту вам тоже не нужно, в сезон таксисты берут по 50 евро за поездку. Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль прямо в аэропорту.

🚗 Я в Черногории пользуюсь вот этим сайтом, на нем собраны практически все местные машины.

Следует привыкнуть к местным дорогам.

Этот пункт касается лишь неопытных водителей и тех, кто никогда не ездил по горным дорогам. На самом деле всё намного проще чем кажется.

Большинство черногорских дорог хорошего качества (качество дорожного покрытия, знаки, разметка и т.д.), но следует быть очень внимательным на горных участках, в горах встречаются камнепады (зависит от сезона), а сами дороги очень узкие.

На горных серпантинах сложно разъехаться.

И да и нет, если на дороге встретились два туриста, то будет немного сложно, но если вам на пути встретился местный житель, то разъехаться с ним одно удовольствие.

Вам достаточно притормозить, а он сам и объедет, и пропустит, и покажет как надо разъехаться.

Навигация и карты Черногории.

В век цифровых технологий бумажными картами редко кто пользуется, по Черногории можно ездить и вовсе без карт и навигатора, но местная дорожная инфраструктура не настолько информативны, как европейская, так что рекомендую иметь хоть какой-нибудь гаджет.

Некоторые достопримечательности можно отыскать исключительно по навигатору.

Ремонт и перекрытие дорог.

Вам следует быть готовым к перекрытию дорожного движения. Летом в Черногории активно строят/ремонтируют дороги, так что это вполне объяснимо, хотя и нелогично.

Опасность в том, что некоторые дороги не имеют дублёров. Вернее сказать, дублёр есть, но что бы им воспользоваться надо проехать половину страны.

Особой досадой может быть закрытие дорог в районе горы Ловчен, деревни Негуши, и знаменитого Которского серпантина.

Маршруты по Черногории.

Все маршруты на этой странице имеют старт из Будвы, так как большинство туристов (и я тоже) отдыхают именно на этом курорте.

Рекомендую в первые не ездить в горы, а покататься по побережью, так вы привыкнете к машине и к дорожной обстановке.

Не обязательно соблюдать строгую очередность описанных маршрутов (комбинируйте как вам удобно), я старался сделать их более удобными и простыми.

На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты

Вид на город Пераст, ширина автомобильной дороги в ровно на одну машину.

Вид на город Пераст. Ширина автомобильной дороги в городе ровно на одну машину, разъезжаться со встречкой сложно, но зато как красиво

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов — памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков.

Рекомендую первый день своего автомобильного путешествия по Черногории посвятить именно Боко Которской бухте.

UPD: В этом году осуществил свою давнюю автомобильную мечту — проехал всё Адриатическое шоссе от Албании и практически до границы Хорватии со Словенией.

Общая протяженность Адриатической магистрали более 600 километров, большая часть пути идёт по территории Хорватии. Имеются забавные участки дороги, когда проходишь границу с Боснией и Герцеговиной, а через 6 километров вновь въезжаешь в Хорватию.

На мой взгляд самый живописный участок из всего маршрута — это Боко Которская бухта. Конечно Сплит и Дубровник великолепны, но там нет микса природы и достопримечательностей, а в Боко-Которке есть.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Маршрут вокруг Боко Которской Бухты на карте

Карта автомобильного маршрута вокруг Боко Которского залива за один день.

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва — Котор: 24 км
  2. Котор — Пераст: 12 км
  3. Пераст — Рисан: 5 км
  4. Рисан — Герцег-Нови: 25 км
  5. Герцег-Нови — Игало: 3 км
  6. Игало — Каменари: 17 км
  7. Каменари — Лепетане: 300 м
  8. Лепетане — Котор: 15 км
  9. Котор — Будва: 24 км

Рекомендую эту легкую автомобильную прогулку вдоль побережья, совершить в один из первых дней, вы успеете привыкнуть к машине и дорожной обстановке.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть, дорога весьма интересна.

Котор

Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов).

Нет желания спешить? Тогда останьтесь в Которе на ночь, вечером в уличных ресторанах очень душевно.

🏡 Я пару раз останавливался на ночлег вот в этом атмосферном отеле. Свежие номера, расположение в Старом городе и парковка рядом.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать утром, то подняться в крепость Иоанна будет проще, так как город находится в тени и солнце для вас не помеха. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:

Боко Которская бухта

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане, там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря — это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).

Герцег Нови и Игало

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Курорт можно осмотреть за пару часов, а можно в Херцег Нови остаться на ночь.

🏡 Нашел для себя вот эти шикарные апартаменты, с изумительным видим на море и приятными хозяевами. Есть охраняемая парковка, магазины рядом.

Интересных мест в городе достаточно, часть из которых разбросаны в разных концах городка, поэтому вот там статья (с картой) про все достопримечательности Герцег Нови.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок — Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).

Паромная переправа Каменари — Лепетане.

Паромная переправа Каменари — Лепетане. Паромы ходят каждые 2 минуты, паромная переправа работает круглосуточно

Паром Каменари — Лепетане

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари — Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.

Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро, закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности, для этой прогулки пары часов вполне хватит.

Вечерний Котор

Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.

Из Будвы в Улцинь к Албанской границе

Старый город Улчинь. Именно тут был в заточении испанский писатель Сервантес.

На юге расположен самый протяженный пляж страны — Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен остров Ада Бояна.

В этом регионе (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, именно по этой причине маршрут будет интересным.

Весь маршрут на юг Черногории на карте

Карта автомобильного маршрута на юг Черногории (Улцинь, Ада Баяна и т.д.).

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва — Бар: 39 км
  2. Бар — Старый Бар: 5 км
  3. Старый Бар — Ульцинь: 25 км
  4. Ульцинь — пляж Велика плажа: 9 км
  5. пляж Велика плажа — остров Ада Баяна: 7 км
  6. остров Ада Баяна — Вирпазар: 64 км
  7. Вирпазар — Риека Црноевича: 25 км
  8. Риека Црноевича — Будва: 46 км

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.

Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.

Теперь обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Будванская ривьера

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

Город Бар и окрестности

В Баре можно посмотреть на порт, пошоппиться и поехать дальше. Пляжи в городе есть, но они на любителя. Если имеется много свободного времени, то вот вам пешеходная экскурсия по всем барским достопримечательностям.

В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар, вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность — старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто, вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698. В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.

Ульцинь и Велика пляжа

Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь. Рекомендую не торопиться в обратный путь, а остаться тут на ночевку.

🏡 Я всегда останавливаюсь вот тут, это в Старом городе. Единственный минус — машину придется оставлять возле западной крепостной стены.

Этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.

Итак, смотрим на ульциновские достопримечательности, гуляем по Старому городу, но не купаемся на городском пляже, пляж тут маленький и перенаселенный. Рядом с Ульцинем можно искупаться на одном из частных пляжей, среди которых есть даже специальный женский пляж, тут дамы загорают голышом и мажутся лечебными грязями.

Из Улцина едем на самый большой пляж Черногории — Велика плажа, он мне немного напомнил пляжи Южного Гоа, такой же протяженный, но песок тут имеет грязно-серый оттенок.

Остров Ада Баяна

Искупаться в окрестностях Улциня можно так же на острове Ада Баяна, остров маленький и обладает широкой известностью. Именно на Ада Баяне самый большой нудистский пляж во всей Европе. Купаемся голышом и едем дальше.

Если выбрали многодневный маршрут, то вот тут подыскиваем жильё и ночуем. О том, в каком районе Ульциня лучше не селиться, читайте по ссылке.

Едем в Вирпазар вдоль Скадарского озера

Вот тут перед вами стоит выбор, либо ехать по уже знакомой и легкой дороге в сторону Будвы, и после Сутоморе свернуть к городу Вирпазар (платный тоннель), либо в Улцине свернуть в сторону городка Владимир, и проехать вдоль Скадарского озера (дорога тут сложнее).

Читать статью  Отдых в Черногории, отзывы туристов и рассказы, достопримечательности и фотографии

Трезво оценивайте свои силы, дорога через горы весьма сложная. Про опасную дорогу вдоль Скадарского озера, и про достопримечательности, читайте по ссылке.

Город Владимир звучит громко, но на самом деле это два перекрестка и казино. Причём последнее непонятно для каких целей, я городок проехал транзитом, так что про казино никаких подробностей сказать не могу.

В чём опасности дороги вокруг Скадарского озера:

  • дорога просёлочная, т.е. качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего
  • очень узкая, для разъезда со встречкой есть карманы
  • отсутствует искусственное освещение, ночью тут лучше не ездить
  • много «слепых» поворотов, тут следует быть очень внимательным
  • тут можно повстречать «шальных» водителей, некоторые по этой дороге ездят очень опасно
  • живность на дороге, часто на пути бывают черепахи, змеи и т.д

Вот несколько советов, которые обезопасят вашу поездку:

  • по Вирпазарской дороге не следует ездить после заката, лучше воспользоваться автомагистралью вдоль моря
  • если едете со стороны горы, то пропустите того, кто едет со стороны обрыва (это всемирное негласное правило)
  • перед «слепым» поворотом сигнальте, в Европе это незаконно, но может спасти от аварии
  • будьте внимательны и не гоните, так как ландшафт очень сложный

Не так важно какой дорогой вы решите воспользоваться, но я рекомендую посетить Вирпазар и покататься по Скадарскому озеру на лодке, посмотреть достопримечательности, посидеть в местной конобе и т.д. Про все достопримечательности Вирпазара, читайте по ссылке.

В Вирпазаре следует остаться на ночлег. Так как жилья в городке очень мало, то его бронировать нужно заранее, особенно в высокий туристический сезон. Вот отличные апартаменты с бассейном и завтраками.

Дорога вдоль Скадарского озера.

Дорога по Скадарскому озеру и к деревне Риека Црноевича выглядит вот так. Очень узко и достаточно опасно

Деревня Риека Црноевича

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву.

Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.

От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье — Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.

На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах. Цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

В блоге есть подробный автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк, там я раскрыл тему во всех деталях.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и обратный путь, едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории», как она проходит, смотрите по ссылке.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)

Нетуристический вид на моста Джурджевича, гравийная дорога пригодна для проезда на любой машине.

План следующий: выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть на Скадарском озере.

Далее нас ждет столица Черногории — город Подгорица, и дорога на север страны в конечной точке нашего автомобильного маршрута — Жабляке (там ночевка).

Наш маршрут в Жабляк на карте

Карта автомобильного маршрута в Жабляк (первый день).

Протяженность маршрута: 245 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Жабляк:

  1. Будва — Вирпазар: 43 км (через горы)
  2. Вирпазар — водопад «Ниагара»: 27 км
  3. водопад «Ниагара» — Подгорица: 7 км
  4. Подгорица — монастырь Морача: 47 км
  5. монастырь Морача — Биоградское озеро: 43 км
  6. Биоградское озеро — водопад Равняк: 28 км
  7. водопад Равняк — мост Джурджевича: 28 км
  8. мост Джурджевича — Жабляк: 22 км

Вирпазар

Выезжаем как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам. Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Черногорский водопаду «Ниагара»

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться. 🙂

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Подгорица

Следующая остановка — Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.

Каньон реки Морача

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

По пути в нац. парк Биоградское озеро

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.

Качество горной дороги в каньоне реки Тара.

По пути в нац. парк Дурмитор

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Мост Джурджевича

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Жабляк

Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.

Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.

Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.

Нужен дом в глуши, тогда рассмотрите вот этот. Очень чистые комнаты, в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, полноценная кухня. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет.

Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)

Черное озеро в Национальном парке Дурмитор, тихо, спокойно, душевно.

План на этот день следующий: проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву. Поедем другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Одной из главных целей нашей сегодняшней автомобильной поездки — посещение монастыря Острог, попутно можно посетить менее знаменитые святыни.

Маршрут из Жабляка в Будву на карте

Карта автомобильного маршрута из Жабляка в Будву (второй день).

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк — плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор)
  2. плотина Пивского озера — Пивской монастырь: 24 км
  3. Пивской монастырь — Никшич: 51 км
  4. Никшич — монастырь Острог: 25 км
  5. монастырь Острог — Даниловград: 30 км (по трассе М18)
  6. Даниловград — монастырь Дайбабе: 26 км
  7. монастырь Дайбабе — Вирпазар: 26 км
  8. Вирпазар — Будва: 43 км

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Пивское озеро, плотина и монастырь

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор — это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров. Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер. Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич — Грахово — Рисан.

Качество горной дороги ведущей в монастырь Острог .

Монастырь Острог

Следующая остановка — монастырь Острог. Монастырь Острог является обязательным местом для посещения, вне зависимости от вашей религиозной принадлежности, место уникальное и светлое.

Если вы побаиваетесь этой дороги-серпантина. которая ведёт к верхнему монастырю (многие не рекомендуют по ней ехать не опытным водителям), то можно подняться на маршрутке, но мне кажется что страхи про эту дорогу сильно преувеличены. Вот подробная статья про дорогу к монастырю Острог.

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Монастырь Дайбабе и Подгорица

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием — монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.

Цетинье или Ловчен

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен. Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен, и как там проходят групповые экскурсии.

Далее, едем уже знакомой дорогой через Вирпазар и платный туннель, но можно (если не очень устали) и по бесплатной дороге через горы.

Черногорские пляжи на автомобиле

Пляж Жаница на полуострове Луштица, рекомендую приехать сюда на целый день.

Нет никакого смысла ездить на доступные для всех туристов пляжи будванской ривьеры, там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически).

Так что рекомендую выделить свободный день и пройти самые красивые будванские пляжи пешком.

Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю вашему вниманию ещё один маршрут по Черногории. На этот раз предлагаю прокатиться по менее доступным, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Маршрут пляжи Черногории на карте

Карта автомобильного маршрута по пляжам Черногории.

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва — пляж Яз: 6 км
  2. пляж Яз — пляж Трстено: 4 км
  3. пляж Трстено — пляж Плоче: 2 км
  4. пляж Плоче — пляж Бигово: 25 км
  5. пляж Бигово — пляж Голубые горизонты: 19 км
  6. пляж Голубые горизонты — пляж Крашичи: 5 км
  7. пляж Крашичи — пляж Росе: 10 км
  8. пляж Росе — пляж Жаница: 10 км
  9. пляж Жаница — пляж Миришта: 1 км
  10. пляж Миришта — Будва: 42 км

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Пляжи возле Будвы

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде — пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт — Будва. Покрытие пляжа — крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Читать статью  Подгорица (Черногория) - все о городе, достопримечательности и фото Подгорицы

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Следующий пляж Плоче, тут можно зависнуть на долго, пляж является излюбленным местом для автотуристов и туристов из Будвы (сюда можно добраться на общественных автобусах). Пляж большой и имеет хорошую инфраструктуру, тут есть даже специальные бассейны (детские и взрослые), так что купаться можно в любую погоду. Покрытие пляжа — галька + привозной песок, есть вся туристическая инфраструктура и бесплатная парковка.

Пляжи на полуострове Луштица

Перед тем как въехать на полуостров Луштица, можно заглянуть на маленький пляж Бигово, который расположен в одноименном поселке. Пляж бетонный со скалистыми участками, расположен в уютной бухте, особо долго тут задерживаться не стоит. Покрытие пляжа — бетон, туристическая инфраструктура отсутствует, паркуйтесь где увидите свободное место. Если посмотреть на карту, то можно заметить, что этот пляжик расположен совсем не по пути, ехать туда или нет решайте сами.

Въезжаем на полуостров Луштица и первый достойный для посещения пляж — это пляж Голубые горизонты (Plavi Horizonti), он расположен в заливе Траште (там же где и пляж Бигово, только с другой стороны залива). Пляж от «большой воды» укрывает уютная скалистая бухта, а вокруг сосновые и оливковые рощи. Пляж Голубые горизонты отлично подойдет для автотуристов с детьми, тут песочек и пологий вход в воду. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Следующий пляж на полуострове Луштица, который можно посетить — это пляж Крашичи. Пляж расположен в Боко Которской бухте, таким образом волнение моря на нем меньше. Пляж Крашичи сильно проигрывает пляжу Голубые горизонты, ведь тут практически вся пляжная линия залита бетоном. Покрытие пляжа — бетон, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Ещё один бетонный пляж в Боко Которской бухте — это пляж Роси. Пляж Роси расположен в одноименной рыбацкой деревне, которая выросла до небольшого курортного поселка, но не стоит в этом месте рассчитывать на высокий сервис. Покрытие пляжа — бетон, самая необходимая туристическая инфраструктура присутствует.

Вот мы и приехали на самый популярный пляж полуострова Луштица, а может быть и всей Черногории — это пляж Жаница. Пляж омывается водами Адриатического моря, а не Боко Которской бухты, от моря пляж спрятан в уютной и очень зеленой бухте. Вода в этом месте имеет красивый бирюзовый оттенок, который её дарит мелкая светлая галька. От пирса отправляются морские такси и экскурсионные лодки, на которых можно посетить: остров Мамула, Голубую пещеру и т.д. Покрытие пляжа — мелкая галька, в некоторых местах бетон, вся необходимая туристическая инфраструктура присутствует, есть места для парковки. На пляж Жаницу возят групповые экскурсии, так что следует быть готовым к обилию отдыхающих.

Последним пляжем в нашей поездке будет небольшой пляж Миришта. Пляж расположен по соседству с пляжем Жаница, при желании можно дойти пешком. Берег вокруг пляжа утопает в зелени, но пляж частично бетонный. Вода в море может показаться слишком холодной, виной тому служат родники, которые сильно охлаждают прибрежные воды. Покрытие пляжа — бетон и галька, необходимая туристическая инфраструктура присутствует, можно найти место для парковки.

На автомобиле в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор

Мавзолей Негоша в Национальном парке Ловчен.

Ваше автопутешествие по Черногории будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета.

Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Маршрут в Ловчен на карте

Карта автомобильного маршрута из Будвы в Национальный парк Ловчен.

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва — крепость Космач: 16 км
  2. крепость Космач — Цетинский монастырь: 16 км
  3. Цетинский монастырь — Цетинье: 2 км
  4. Цетинье — мавзолей Негоша: 20 км
  5. мавзолей Негоша — село Негуши: 14 км
  6. село Негуши — серпантин в Котор: 16 км
  7. серпантин в Котор — крепость Гораджа: 6 км
  8. крепость Гораджа — Котор: 9 км
  9. Котор — Будва: 23 км

Крепость Космач

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).

Вот такая дорога будет если свернуть с трассы в село Браичи, а на холме форт Космач.

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Цетинье

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.

Национальный парк Ловчен

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи :)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Которский серпантин

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.

Такая фотография есть у всех кто поднимался (спускался) по которскому серпантину в Ловчен.

Далее едем вниз по серпантину и не забываем про селфи. Вот тут гугл карты не дали мне проложить маршрут (на карте есть разрыв), но едем по серпантину вниз.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Вечерний Котор

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии — это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

В Черногорию на своей машине: что нужно знать

Большинство отдыхающих добираются в Черногорию на самолёте, но есть путешественники, которые хотят добраться до Черногории на своём авто. Почему бы и нет? Во-первых, даже с учётом расходов на топливо, поездка обойдётся на четверть или даже на треть дешевле, чем если лететь в Черногорию на самолёте и арендовать авто по приезду. Во-вторых, вы сможете по дороге побывать в нескольких других странах и познакомиться с ними, пусть даже поверхностно. В-третьих, в Черногории вы будете свободны в своих перемещениях, и вам не понадобится арендовать машину.

Поездка в Черногорию на собственной машине – серьёзное предприятие. Маршрут нужно тщательно распланировать, отели – забронировать, множество разных деталей – учесть и соответственно подготовиться. Ниже я расскажу о том, что нужно для поездки в Черногорию из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов России, какие есть маршруты и что нужно знать и подготовить заранее, собираясь в такую поездку.

Поездка в Черногорию на своей машине из Москвы и Санкт-Петербурга. Что нужно знать

  • Виза для поездки в Черногорию на своём авто
  • Какая страховка нужна для машины
  • Маршруты поездки в Черногорию на машине
  • Едем в Черногорию на машине: что важно знать

Есть три важных момента, которые нужно решить перед поездкой:

  • визовый вопрос;
  • страховка для машины;
  • продуманный маршрут поездки.

Виза для поездки в Черногорию на своём авто

В Черногорию виза не нужна, а вот для пересечения границ стран Шенгенской зоны, по которым проходит маршрут, нужна. В данном случае подойдёт транзитная Шенгенская виза типа C.

Подаваясь на Шенген для путешествия на машине, нужно обязательно приложить копию страховки для машины — грин карту.

В отзывах путешественников нет единого мнениях по поводу того, для какой страны лучше всего оформлять визу – это должна быть одна из стран Шенгена. В идеальном случае та страна, границу которой вы пересекаете на своём пути. Чаще всего выбирают Венгрию, Польшу или Италию. Сделать Шенген в Италию проще всего благодаря лояльному консульству. При подаче документов нужно приложить свидетельство о бронировании отеля в Италии, но останавливаться в отеле не обязательно, и бронь потом можно снять.

Помните, что оформлять визу нужно для каждого человека, пересекающего границу!

Какая страховка нужна для машины

Для поездки в Черногорию на машине обязательно нужна страховка — «Зелёная карта» или «Грин карта» (“Green Card”). Гринкарта работает как наша ОСАГО, т.е. виновник ДТП ничего не платит за ремонт пострадавших машин.

Есть ещё такое понятие как «пограничная страховка». Её можно купить уже заграницей, но всё равно сначала придётся купить гринкарту хотя бы на 15 дней. Без гринкарты вас не выпустят заграницу. Советую не усложнять поездку, а сразу купить Грин карту на весь срок путешествия.

Если вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, оформить «Зелёную карту» можно через сайт Полис812. Ехать за страховкой не придётся, для жителей Москвы и Спб действует бесплатная доставка домой или в офис.

Стоимость гринкарты на авто в Европу:

Тип ТС Территория покрытия Период действия / Цена (руб.)
15 дней 1 мес 2 мес 1 год
Легковой автомобиль Европа + СНГ 2700 5160 9590 24580

Маршруты поездки в Черногорию на машине

Самый короткий маршрут «Москва — Черногория» составляет 2600 км. Из Петербурга в Черногорию ехать чуть дольше — 2900 км. Сколько это по времени? Зависит от выбранного маршрута, опыта и выносливости водителя.

Люди, уже имеющие опыт путешествия в Черногорию на машине, советуют разные маршруты, отличающиеся странами, которые придётся пересечь. При планировании нужно также учесть город, из которого вы выезжаете. Так, из Москвы в Черногорию на машине лучше ехать через Беларусь, а из Санкт-Петербурга – через страны Прибалтики.

Можно найти примеры следующих путешествий:

  • Беларусь (Минск) – Польша (Жешув) – Словакия – Венгрия (Будапешт) – Сербия (Белград) – Черногория (Будва)
  • Россия (Москва) – Беларусь (Берестовица) – Польша (Белосток) – Чехия – Австрия – Словения – Хорватия (Загреб) – Черногория (Херцег-Нови, Тиват, Котор или Будва)
  • Россия (Москва) – Беларусь – Польша – Чехия – Австрия – Италия – Словения – Хорватия – Босния и Герцеговина – Черногория (Херцег-Нови, Тиват, Котор или Тиват)

Маршрут поездки в Черногорию из Москвы на своём авто

Ссылка на маршрут «Москва — Черногория» https://goo.gl/maps/Egpf7whUBx52

  • Россия (Санкт-Петербург) – Беларусь (Брест) – Польша (Жешув) – Словакия – Венгрия (Будапешт) – Сербия – Босния и Герцеговина – Черногория (Херцег-Нови, Тиват, Котор или Тиват)
  • Россия (Санкт-Петербург) — Латвия — Литва — Польша — Чехия — Австрия — Словения — Хорватия — Черногория (Херцег-Нови, Тиват, Котор или Будва)

Маршрут поездки в Черногорию из Санкт-Петербурга на своей машине

Ссылка на маршрут «Петербург — Черногория» https://goo.gl/maps/ciUEML1PzrF2

Первый из вариантов (Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Черногория) – наименее затратный по времени и расходу бензина, но в конце пути, на отрезке Сербия — Черногория, будет много серпантина. Преодолеть этот маршрут можно за трое суток с двумя ночёвками, но бывалые путешественники по своему опыту советуют ехать четыре дня и делать три остановки на ночлег.

Читать статью  Карта Черногории на русском: курорты, достопримечательности, пляжи

Самый красивый и интересный маршрут — это маршрут через Австрию, Словению и Хорватию. На пути много интересных мест, где можно остановиться и что-нибудь посмотреть.

Варианты маршрута через Хорватию удобны тем, кто едет в Херцег-Нови, Тиват, Котор или другой город на побережье Боко-Которского залива. В целом, этот маршрут хоть и не самый короткий, но выигрывает по времени благодаря скоростным трассам. По отзывам, люди советуют выбирать именно его. Да, тем, кто едет в Бар и Ульцин, придётся проехать всю Черногорию, но зато не будет сумасшедшего серпантина на отрезке «Сербия — Черногория».

Едем в Черногорию на машине: что важно знать

Отправляясь в дорогу до Черногории на машине, нужно учесть множество мелочей. Если не уделить им достаточно внимания, можно не только осложнить или испортить поездку, но и полностью её сорвать. Важны следующие моменты:

  1. Полностью укомплектуйте машину. Убедитесь, что на месте огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка. Возьмите с собой светоотражающий жилет и положите в непосредственной доступности от себя. Если вам придётся по пути выйти из машины, остановившись на трассе, нужно будет его надеть – вне зависимости от того, в светлое или тёмное время суток это происходит.
  2. Убедитесь, что на лобовом стекле нет сколов и трещин, особенно со стороны водителя. Могут не пропустить или заставить менять стекло. На форумах много подобных историй, когда пограничники цеплялись из-за скола, и людям приходилось искать СТО, чтобы поменять лобовое.
  3. У авто должна быть хорошая видимость – светопропускаемость лобового стекла выше 75%, боковых передних – выше 70%, оба зеркала заднего вида должны быть в наличии.
  4. Держите ближний свет включённым и в светлое, и в тёмное время суток.
  5. Заранее закачайте все необходимые карты, на них должен быть весь ваш маршрут без «слепых» пятен. Используйте Google Maps или Maps.Me. Убедитесь, что карта маршрута загружена и работает без интернета оффлайн. Вот инструкция, как закэшировать карту в Google maps на примере Черногории:

Навигатор на телефоне. Карты Черногории без интернета в машине

  1. Возьмите с собой банковскую карту международного класса (например, Visa или MasterCard) с запасом денег. При оплате через карту деньги автоматически конвертируются в валюту страны, в которой вы находитесь, что может облегчить покупки в странах, которые не принимают евро. Учтите, что карты МИР не работают за границей.

Страны, в которых не принимают евро: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Сербия и др.

  1. Заранее просчитайте маршрут и забронируйте отели в местах, где будете ночевать. Учтите, что бронь также потребуется предъявить при получении Шенгенской визы, а в некоторых странах, например, в Польше, отметка о посещении отеля обязательна. При этом бронировать нужно через сайты, квитанции которых принимаются официально. В этом плане надёжнее всего Booking.com.
  2. Позаботьтесь о связи заранее. Можно подключить роуминг, но в некоторых местах связи всё равно не будет. Хорошей альтернативой роумингу с недорогим интернетом станет универсальная симка DrimSim, которая работает в 197 странах мира и к которой можно привязать свой номер.
  3. Рассчитайте расход топлива вашей машины и определите, в каких странах выгоднее всего будет заправиться. Например, в Беларуси, Польше и Сербии, бензин дешевле, чем в Словакии и Венгрии.
  4. Обязательно покупайте виньетки! Для некоторых стран, например, Австрии, Словакии и Венгрии, оплату дорог можно провести заранее онлайн (на этом сайте для Австрии, здесь для Словакии и здесь для Венгрии). Если вы приобретёте электронную виньетку заранее, вам не придётся беспокоиться об этом при въезде в страну и разыскивать соответствующие пункты продажи.

Виньетка — наклейка на лобовое стекло, которая свидетельствует о том, что вы оплатили проезд по местным дорогам. Сейчас всё больше стран переходит на электронные виньетки, когда никакой наклейки не требуется, а оплата проезда происходит через интернет. Контроль автомобилей ведётся через камеры наблюдения.

Оплата дорог в Хорватии

Оплата дорог Хорватии и Сербии происходит по тому же принципу, что и в России: на турникете при въезде выдаётся талон, при выезде талон оплачивается.

    1. Если вы едете в Черногорию между 15 ноября и 31 марта, обязательно нужны зимние шины, а в багажнике должны быть цепи. При этом есть нюанс – нельзя, чтобы шины были шипованными. В Черногории и многих странах ЕС шипы разрешены только в случае сильного гололёда, и в любом случае сомнительно, что подобные условия будут на протяжении всей вашей поездки.
    2. По приезду в Черногорию в течение первых суток нужно зарегистрироваться в туристическом бюро и заплатить туристический налог. Подробнее об этом я рассказываю в отдельной статье.

    Привет!
    Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
    Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

    В Черногорию на машине из России

    Дорога - как добраться до Черногории на машине из Москвы?

    В Черногорию на машине из Москвы и других городов России: через Сербию или Хорватию. Маршруты, расстояния, время в пути в 2022 году. Сколько раз нужно ночевать во время автопутешествия из Москвы в Черногорию, актуальные цены на гостиницы и бензин. Какие потребуются документы, нужны ли визы — в обзоре Eurotraveler.ru.

    Черногория — одна из тех европейских стран, до которых российский путешественник может добраться на личном авто. Не скажем, что легко и просто, но без экстремальных трудозатрат.

    Да, для поездки на машине по маршруту Москва-Черногория — уже не говоря про другие, отстоящие еще дальше, российские города — предстоит запастись дополнительной неделей отпуска. Ведь только на доставку туда вам потребуется потратить дня три — что нужно знать об автопутешествиях по загранице.

    Готовьтесь пойти и на известные финансовые жертвы. В виде взносов на содержание забугорных платных дорог, платы за бензин, который в Западной Европе откровенно дорог, ночевки и питание.

    Очень возможно, что на выходе получится экономия в сравнении с самолетом — особенно если отправиться компанией из 3 человек и больше. Но порой пакетные туры и чартеры обходятся дешевле.

    Тем более, если вы знаете толк в подобного рода автопоездках. И не привыкли экономить на мелочах, делающих передвижение максимально комфортным: остановках по желанию, основательных перекусах, хороших гостиницах…

    Плюс умеете превращать простые переезды в настоящие путешествия, неимоверно расширяющие горизонты. Ведь в нашем случае по пути к морю можно увидеть Варшаву, заглянуть на день в Будапешт или Белград.

    Да за 1 день получится посетить Вену — просто по пути. Хотя, конечно, австрийская столица заслуживает куда более длительного и вдумчивого визита. Наверное, даже и экскурсии — хотя бы двухчасовой!

    Важно!

    В 2021 году Черногория поначалу была готова принимать российских туристов без каких-либо дополнительных условий. Не только без виз, но даже без отрицательного ПЦР-теста и сертификата о вакцинации!

    Потом последовало постепенное ужесточение требований. И в декабре 2021 года въехать в Черногорию можно было по предъявлении:

    • отрицательного ПЦР-теста (72 часа)
    • теста на антигены (48)
    • сертификата о вакцинации, сделанной не позже, чем за 6 месяцев до визита
    • либо справки о наличие антител.

    Лиц до 18 лет отроду от предоставления всех этих документов, по счастью, освободили. А в 2022 года сняли ограничения и для взрослых — полностью!

    Впрочем, если те, кто путешествуют самолетом, даже в отсутствие прямых рейсов могут добраться до Черногории транзитом, то автомобилистов из России увы, до сих не выпускают. Западные границы страны — на «ковидном» замке.

    Впрочем, и в большинство стран Евросоюза россиян нынче могут въехать только по «необходимым» основаниям. К каковым относятся: работа, лечение, свидание с родственниками — никак не туризм!

    Маршруты и расстояние

    В ходу основной и дополнительный: разница в километраже доходит до 300 км. Существуют и отдельные вариации вроде ухода вбок для того, чтобы не киснуть в многочасовых очередях на пограничном переходе в Бресте. Ну и разные объезды — с целью преодоления пробок или огибания платных участков.

    Маршрут Москва-Черногория на машине

    Через Сербию

    Большинство граждан, намеревающихся отправиться на автомобиле из Москвы в Черногорию, склонны выбирать кратчайший — расстояние составит примерно 2 700 км. Проложит его вам любой навигатор, даже те, что в Гугле и Яндексе.

    Ключевые точки маршрута (точнее, направления — города вы будете огибать, если только не решите заехать на ночевку): Смоленск, Минск, Брест, Люблин, Кошице, Мишкольц, Будапешт, Сегед, Нови-Сад, Белград, Подгорица. Пролегает он через территории Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии и Сербии. Не считая, понятно, собственно России и Черногории.

    Из чего ясно, что заняться оформлением шенгенской визы вам все-таки придется. Печаль — вздохнут многие из тех, кто знает, что в Монтенегро российских туристов пускают (на срок до 90 дней) просто с загранпаспортом. Но заядлые автопушественники по «Европам» огорчатся не слишком — они анкету на получение шенгена заполняют регулярно.

    Преодолеть обозначенную дистанцию менее, чем за 72 часа или трое полных суток можно. Но только если рулить в «четыре руки» и позабыть о нормальных привалах в гостиницах или мотелях.

    При условии раннеутреннего выезда из Москвы и двух ночевок (например, около Люблина и Будапешта) вы прибудете в курортную столицу Черногории Будву за полночь третьего дня. Если не столкнетесь с очередями на беларусско-польской границе (что очень вероятно) и плохой погодой (ливень) существенно снижающей темпы передвижения.

    Где остановиться

    Цены на гостиницы в 2022 году нельзя назвать чересчур высокими. И вы без проблем можете абонировать номер на ночь в недорогой брестской гостинице «Молодежная».

    Кто-то захочет остановиться на ночлег и после преодоления белорусско-польских рубежей через КПП в Домачево. В Польше вы можете арендовать отдельный дом за 75-90 € в сутки — Apartament Ranczo 2. Это на компанию из 3-4 человек.

    Что касается Венгрии, то и там можно найти недорогие варианты для троих путешественников. Если не зацикливаться непременно на Будапеште, и изучить окрестности того же Мишкольца.

    • Например, за удобно расположенный возле трассы номер в мотеле Mokka House просят аналогичные деньги — ~60-70 € за ночь.

    Бензин в той же Беларуси сегодня уже чуть дешевле, чем в России. Литр А-95 в июне 2022 года стоит 2.3 тамошних рубля, что составляет порядка 57 отечественных.

    Соответственно, имеется прямой резон заправиться под завязку перед выездом в Евросоюз еще раз — там за топливо придется платить вдвое против той же Беларуси. В Польше стоимость литра подбирается к 7 злотым. А это ~ 1.5 €.

    Дороги и виньетки

    Качество асфальтового покрытия шоссе на всем протяжении в целом не заслуживает нареканий. Хотя на региональных двухполосных и бесплатных трассах кое-какие неровности и даже ямы случаются.

    В частности, следует осторожно ездить в Словакии — если вы сэкономили на виньетке и решили объехать платную магистраль «огородами». Судя по отзывам и комментариям так делает едва ли не каждый первый.

    Хотя, например, в темное время суток двигаться по тамошним проселкам, мягко говоря, неприятно. Трассы узки, трафик ночами фактически отсутствует, как и освещение. И если ваш навигатор заглючит, запоминающиеся впечатления обеспечены.

    В теории виньетку приобретают для проезда по платным дорогам в Словакии и Венгрии. Причем почти наверняка минимальной ее версией, рассчитанной на 10 дней, вы не ограничитесь — покупайте сразу на месяц.

    Приклеивать ничего никуда не требуется — в ходу электронные версии. Покупаются они как через интернет, так и офлайн — на тех же заправках.

    Словацкая на месяц на авто массой до 3.5 тонн, вмещающее до 7 человек, в 2021 году стоит 14 €, венгерская — 18.4 € — e-autopalyamatrica.hu/en.

    В Сербии предстоит проехать по обычному платному шоссе. Черногорские дороги по преимуществу бесплатны. Но достаточно узки и, как вы наверняка догадались, проложены в горной местности.

    То есть сильно петляют — с непривычки движение по ним кажется весьма опасным мероприятием. Ночью или в дождь — так вообще из ряда вон. Именно поэтому загодя проинспектируйте состояние шин вашего автомобиля. И если они «облысели» — поменяйте без сожалений — в итоге дешевле обойдется.

    Поскольку ливни и вообще ненастная погода этот регион любит. Особенно за пределами двух пиковых месяцев лета.

    Поехать в Черногорию на машине стоит ради пляжей

    Через Хорватию

    Этот маршрут менее желателен. И не только потому, что он длиннее на 300 км, — двигаться вам предстоит не только по скоростным магистралям. Да и заплатить за виньетки чуть больше.

    И если чешская на 30 дней стоит умеренно — 440 крон (17.5 €), то австрийцы еще и выпендрились — месячной вообще не имеется. Покупаете либо дважды по 10 дней — 19 €, либо однажды, но уже на 2 месяца — 27.8 €.

    В Хорватии виньеток нет, но за проезд по платному шоссе из Загреба до Дубровника (600 почти км) придется отдать 31 €.

    Разрешенная скорость движения в Польше по магистралям — до 140 км/ч, в Чехии, Австрии, Хорватии — до 130 км/ч.

    Думаете это решает вопрос — в первом-то случае часты отрезки с разрешенной скоростью 90-50 км/ч? Типа нагоним и перегоним по скоростной-то трассе?

    А вот и вряд ли — одна только Польша с помощью бесконечных ремонтов южнее Петркува-Трибунальски вымотает вам все нервы. «Тошнить» сотни километров по петляющей технической дороге с ограничением 50 км? При том, что окружающие будут стремиться создать две полосы вместо одной и постоянно превышать установленный скоростной лимит?

    Спасибо, но куда приятнее неспешно двигаться по симпатичным региональным трассам. Через поля, леса и симпатичные небольшие городишки.

    Так или иначе, но «хорватский» маршрут пролегает через Белосток, Варшаву, Катовице, Брно, Вену, Грац, Марибор, Загреб, Сплит и Дубровник. И выводит вас к северо-западным рубежам Черногории. К городку Херцег-Нови и Которскому заливу, который вам предстоит пересекать на пароме.

    Документы

    Для поездки потребуется действительный загранпаспорт с шенгенской визой. А также водительское удостоверение — хватит и национального — плюс свидетельство о регистрации ТС.

    Не забываем и о страховке на транспортное средство, так называемой «Зеленой карте». Призванной компенсировать причиненные по вашей вине повреждения — это своеобразный аналог отечественного ОСАГО.

    На границах Евросоюза вполне могут спросить и туристические медицинские страховки на всех путешествующих. Обычно их наличием только интересуются. Но въедливые пограничники просят и показать — «живой» полис или его электронную версию на экране смартфона.

    Источник https://in-trips.ru/blog/na-avtomobile-po-chernogorii-luchshie-avtomobilnye-marshruty.html

    Источник https://life-thai.com/v-chernogoriju-na-svoej-mashine-chto-nuzhno-znat/

    Источник https://www.eurotraveler.ru/trips/v-chernogoriyu-na-mashine/