Форум Винского

Из Саратова в Грузию или безумное автопутешествие в марте 2017 г.

Автопутешествия в Грузию отзывы, поездка в Грузию на своем автомобиле отзывы, поездки по Грузии на машине отчеты

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Нравится:

Re: Из Саратова в Грузию или безумное автопутешествие в марте 2017 г.

saratovalex » 29 апр 2017, 11:14

В последние годы из России в Грузию хлынул поток автотуристов на своих автомобилях. Этому способствовало в большей мере здравая политика грузинского руководства по отмене виз и полное отсутствие каких-либо сборов на границе. Проезжаешь границу, тебе ставит штамп в паспорте и едешь дальше. В связи с этим, возникают вопрос — как там в Грузии для российского водителя — хорошо или плохо? Какие нюансы, какие особенности вождения, правил и штрафов? Отвечу — так нехорошо и неплохо, просто по-другому. Есть своя специфика. Например, в Грузии не обязательно включать свет в дневное время, нет страхования автогражданской ответственности. В плане скоростного режима, правила примерно такие же как и в России. Дороги в Грузии от приемлемого до отличного качества — откровенно убитых дорог я там не встречал. Но вместе с тем, не надо забывать, что Грузия — это страна горная, с вытекающими отсюда особенностями. Хотя дорожное покрытие может быть очень хорошего качества, дорога может иметь на всём протяжении спуски и подъемы, тоннели, крутые повороты и множественные серпантины. Таким образом даже небольшие расстояния от 100 до 200 км могут изматывать водителя, приводить его в чувство усталости. Особняком стоит Военно-Грузинская Дорога, которая представляет повышенную опасность в зимнее и весеннее время — когда идет снег и возможен сход лавин. В летнее время, при выпадении больших дождевых осадков — возможно сход селей. Таким образом, при движении по Военно-Грузинской Дороге необходимо смотреть прогноз погоды и заранее узнавать обстановку на дороге. Лучше это делать непосредственно за день-два до выезда, ориентируясь на несколько погодных сайтов. По большей части, мы ориентировались на прогнозы снегопадов на сайте гудаури.трэвел.

У грузин немного отличная манера вождения от нашей. Как я заметил, они в массе своей любят высокую скорость, не против пересечь сплошную линию, при всяком удобном случае бибикают и не любят пропускать пешеходов. Данная манера вождения сначала вызывает напряжение, но потом потихоньку привыкаешь. Вместе с тем, я заметил, что грузины водят машину аккуратно и не устраивают преднамеренно рискованных и опасных ситуаций. За всё наше автомобильное путешествие — мы увидели всего лишь одну аварию. Что касается не пропуска пешеходов на пешеходном переходе. Я заметил, что где-то в одной трети случаев они пропускают пешеходов и в двух третях случаев не пропускают. Пешеходы в свою очередь, как я понял, тоже не против перейти переход на красный свет, даже когда по дороге едут машины. Мы такое видели неоднократно в Батуми.

Горит зеленый свет, на дороге полно машин, но пешеходы уверенно переходят дорогу.

В этом плане, в России как-то более всё более цивилизованнее.

Отдельно стоит сказать о дорожной ситуации в Тбилиси. Движение транспорта там очень плотное и быстрое, дороги широкие. Лично я, испытывал колоссальное напряжение при езде на машине в Тбилиси. Банальное перестроение из ряда в ряд — не так то просто. В городе есть хайвеи, по которым разрешенная скорость — 80 км/ч. Поэтому передвигаться по Тбилиси на своей машине нам явно не хотелось. В Батуми, кстати, гораздо более спокойнее манера вождения.

Полиция Грузии ездит на машинах с включенными «люстрами». После прочтения большого количества информации по Грузии и общения с грузинами — у меня сложились некоторые моменты о грузинской полиции.

Во-первых, ни в коем случае нельзя предлагать полицейскому взятку, даже небольшую. Наручники наденут сразу и можно остаться в Грузии надолго. Во-вторых, в Грузии полицейский — это очень уважаемая профессия и бояться их совершенно не стоит. К ним можно обращаться при всяком случае когда требуется помощь: доблестные стражи порядка обязательно помогут вам, предоставят всю необходимую информацию. Лично нас ни разу не останавливала полиция. Хотя я видел, как полицейские остановили нехилый джип с российскими номерами.

Очень интересное наблюдение насчёт тамошнего автопарка. В Грузии подавляющее количество машин — это подержанные иномарки 10-30 летней давности. Очень много мерседесов, можно выйти на любую дорогу и не пройдет 1 минуты как вы увидите проезжающий Мерседес.

Не знаком с информацией, но такое ощущение, что в Грузии небольшие пошлины на растаможку иномарок. Как одно время было у нас до введения драконовских сборов за растаможку подержанных японских праворулек. Современных российских машин вообще нет — они отсутствуют как класс. Хотя мы проезжали мимо автосалона «Лада» и видели рядом с салоном новенькие Лада Веста а также Нивы. В Грузии очень мало новых машин возрастом до 5 лет — не более 10% от всего автопарка. В этом плане, россияне выглядит гораздо зажиточнее грузин. Практически полностью, отсутствуют бюджетные иномарки такие как Renault Logan и Hyundai Solaris. За всё наше путешествие, мы всего лишь один раз увидели Логан на дорогах Грузии.

С бензином в Грузии, в принципе, проблем нет. Но он дороже, чем в России — литр 92 бензина стоит около 52 руб. По моим наблюдениям, на трассе заправок значительно меньше, чем в России. В городах заправки имеется в достаточном количестве. По отзывам, на качество бензина жалоб особых от автомобилистов не было. Но лучше пользоваться брендовыми заправками проверенными сетей таких как: Wissol, Lukoil, Rompetrol, Oscar, Gulf. Как я понял Wissol – флагманская сеть АЗС в Грузии с большим авторитетом и безупречным качеством бензина. По крайней мере, мы старались заправляться только там.

На Оскаре нам не советовал заправляться Георгий из Кахетии. Хотя заправок это сети много и выглядят они презентабельно.
Как уже говорилось, в Грузию из России, на автомобиле легально можно попасть только двумя дорогами: по Военно-Грузинской Дороге со стороны Владикавказа и со стороны Азербайджана (через Дагестан). Проезд в Грузию со стороны Абхазии либо Южной Осетии считается нелегальным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
С парковками в таких городах как Батуми и Тбилиси сложно. В Тбилиси многие улочки узенькие – машин очень много, центр полностью забит машинами.

Неоднократно видел такие знаки.

Честно говоря, сам не вникал в вопрос, но читал, что есть специальные сайты, где можно оплатить парковки в этих городах и парковать машины на улицах городов. Мы когда ехали в эти города, заранее договаривались с хозяевами о парковке нашей машины – проблем с этим не было.

В Грузии на улицах дорог городов и на трассе периодически встречали радары. Не сказать, чтобы их очень много, но они есть. В Тбилиси наш радар-детектор фиксировал такой радар как контроль светофора (в России ни разу не встречали). Поэтому, радар-детектор в путешествии лишним не будет.

Со штрафами ни разу не сталкивались. Точно сказать не могу. Но есть информация, что штрафы можно оплатить в отделении банка на КПП «Дарьяли» (Казбеги). Оплатить очень желательно, поскольку если у человека останутся неоплаченные штрафы – то при следующем въезде в Грузию будут проблемы (как минимум эти штрафы возрастут многократно).

saratovalex полноправный участник Сообщения: 247 Регистрация: 19.02.2017 Город: Саратов Благодарил (а): 16 раз. Поблагодарили: 39 раз. Возраст: 44 Страны: 4 Отчеты: 2 Пол: Мужской

Re: Из Саратова в Грузию или безумное автопутешествие в марте 2017 г.

АлексРайс » 30 апр 2017, 13:45

saratovalex писал(а) 23 апр 2017, 15:10: как мужчины, так и женщины: ей улыбались, ласково трепали за щечку и за волосы

Как я понимаю Вашу дочку)))
40 лет назад меня так же все трепали за щёки)) и цацулей называли))
Поеду ка я в июне тоже в Грузию, 30 лет уж небыл там

АлексРайс новичок Сообщения: 16 Регистрация: 11.03.2011 Город: Москва Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 1 раз. Возраст: 51 Пол: Мужской

Re: Из Саратова в Грузию или безумное автопутешествие в марте 2017 г.

saratovalex » 30 апр 2017, 20:41

День Шестнадцатый. 2 апреля. Из Пятигорска в Волгоград.

Утром как обычно, встаем, завтракаем, собираемся. Решили попробовать чурчхелу. Достаем из полиэтиленового пакета — а она сырая и запах не очень. На одной чурчхеле пятна плесени.
В итоге, промываю всю чурчхелу обильно в теплой воде и высушиваю при помощи фена жены) Жена рыхло заматывает ее в бумажные салфетки и кладет сверху в открытую сумку. В Пятигорске пасмурно и немного прохладно. Сначала думали заедем на Провал и прогуляемся немного там ( тот самый, где Остап Бендер продавал билеты — чтобы меньше проваливался -https://www.youtube.com/watch?v=PPG1af06zI4 )), жена хотела доехать до Питьевого Бювета, чтобы набрать минеральной воды. Потом от этих планов отказались, дорога длинная — доберется только вечером, время терять не хотелось. Около 12 часов выезжаем. Как и прежде едем через Ставрополь, Элисту.

Читать статью  Из Москвы в Санкт-Петербург на машине - Сколько ехать, цены 2022

Хоть и с крюком, дорога проверенная и очень хорошая. Вот и Железная Гора. Каких то 15 минут и уже проезжаем Мин Воды. Дорога магистральная, стабильно идем 110 км в час. На одном прямом участке, решаю попробовать выжать из машины максимум — разгоняюсь до 160. Еду буквально минуты 3, затем сбавляю обороты. Лично мне некомфортно на такой скорости ехать. Повышенный шум, вибрация и напряженное внимание за рулем утомляет. Наверное, Логан — это не та машина, чтобы ездить на таких скоростях. Погода улучшается, светит солнышко, машин не так много. Вот и Ставрополь проезжаем. За Ставрополем останавливаемся, кушаем, разминаем суставы после дороги. Прохладно, ветрено. Едем дальше в сторону Элисты, дорога очень хорошая, машин мало, скорость держим. Проезжаем Грачевку, Ипатово, Дивное. Начинаются калмыцкие степи, становится пустынно, населённых пунктов мало. Около 6 вечера въезжаем в Элисту. Навигатор ведет по короткой, но абсолютно раздолбанной дорогой. Ничего не поделаешь, мы город совершенно не знаем, едем как ведет. Хотя ехать то совсем немного, Элиста — город маленький. Уже горит лампочка пустого бензобака. Проезжаем Элисту и на выезде заезжаем на заправку Лукойл — N 46.337143 E 44.259803. Заправляемся до щелчка, цена прежняя — 37. 40. Едем дальше. Решаем остановиться​, чтобы покушать и отдохнуть. Вопрос где? На обочине не хочется, куда нибудь бы съехать, да не съедешь — после обочины идет длинная перекопанная полоса и нет никаких съездов и пересечений. Наконец, видим второстепенную асфальтированную дорогу, которая пересекает трассу, вдалеке на ней виднеются деревья. Съезжаем, едем. Доезжаем до деревьев, выходим. На улице колотун, страшный ветер. В спешке едим, пьем чай и снова в путь. Обычно на остановках, я перекидывал данные с видеорегистратора на ноутбук. Это занимало около полчаса времени. В этот раз мы решили уже ничего не скидывать. Во первых, уже не так актуально и интересно, как когда ехали в Грузию. Во вторых, память ноута забилась в край, одна папка видео с регистратора заняла более 200 ГБ места. Так что фоток с регистратора после границы выложить не получится. Едем дальше. За окном пейзаж скучный, унылый — степь, да степь кругом. Вот уже и солнце садится, а до Волгограда еще ехать и ехать. Увеличиваю скорость, держу 130 км/ч. Благо дорога очень хорошая, видимость на большом расстоянии и машин мало. Едем уже в полной темноте. Пару раз начинал было съезжать с трассы — дорога поворачивала, а в темноте, когда нет машин и не поймёшь сразу. Но все обошлось. И вот перед Волгоградом уже начинают появляться населенные пункты, за окном хоть какая то обстановка, свет. Около 21 ч въезжаем в Волгоград. Еще минут 40 едем по бесконечным волгоградский улицам. Вот и наш дом, нас уже ждут хозяева — Ольга со своим мужем. Квартира находится в доме на Краснознаменской улице, почти в центре города. Поднимаемся, осматриваем квартиру. Классная квартира в центре Волгограда. Большая площадь комнаты — метров 30 — хоть в футбол играй. Всё чистенькое и новенькое. Отличные диван и кровать — ничего не скрипит, спальных мест хватит спокойно на четверых. Уютная кухня в которой есть все для приготовления и разогрева пищи. Комфортные и чистые ванная комната и туалет. Wi fi и телевизор. Также были замечены большой современный шкаф, стиральная машина и утюг с гладильной доской. Остаемся. Единственный вопрос с парковкой машины. Ольга предлагает оставить машину во дворе и говорит, что с ней ничего не случится. Мне этот вариант не очень нравится, спрашиваю про платную стоянку. Они говорят, что в центре города стоянок нет, есть у жд вокзала, но она дорогая — с почасовой оплатой и до неё надо ехать. В итоге, они предлагают мне дойти до торгового центра напротив, там есть охраняемая стоянка для сотрудников центра и узнать. Подхожу, узнаю у охранника рядом со шлагбаумом. Тот связывается со старшим, в итоге разрешают мне оставить у них машину до утра. Цена 100 рублей, даже чек дали. Возвращаюсь, кушаем, я иду в душ — сильно устал. Ложимся спать, завтра еще чуток и мы вернемся домой.

День Семнадцатый. 3 апреля. Из Волгограда в Саратов. Окончание путешествия.

Утром встаём, погода хорошая — светит солнышко, тепло. Я иду забирать машину, по пути захожу в магазин, покупаю кое какой еды в дорогу. Кушаем, собираемся, выходим. Едем по Волгограду. Волгоград произвел на меня удручающее впечатление своими дорогами. Я думал, что хуже чем в Саратове дорог нет. Оказывается, что в этом плане Волгоград находится с нами примерно рядом, если не хуже. Дороги в городе реально плохие. Меня также удивляет, что вокруг такого крупного города нет объездной дороги — для меня это нонсенс. А в следующем году здесь планируется принимать Чемпионат Мира по Футболу.

Дорога Волгоград — Саратов в Волгоградской области тоже плохая. И хотя вроде бы делают ремонт, в Саратовской области дорога ощутимо лучше. Вот уже и по Саратовской земле едем. Становится пасмурно, вдоль обочины у деревьев появляется нерастаявший снег. Машин реально немного, мы когда то ездили летом по этой дороге и машин было намного больше. Дорога по рельефу не очень хорошая: постоянно идут то холмы, то низины. Как итог — километр нормально, километр — обгон запрещен. Но в этот раз из за того что машин мало, проблем с обгоном не было. Начинает капать дождь. Около Красноармейска решаем заправиться, благо проезжаем заправку «Лукойл» — N 51.027422 E 45.624651, а бензина осталось впритык до Саратова. Дождь льет, но настроение хорошее, осталось не более 60 километров, еще какой то час и будем дома. Вот и в Саратов въезжаем. Договорились заедем к родителям сначала, переведем дух и покушаем, ну и пообщаться надо. Вот и родительский дом, а вот и мама нас стоит встречает. Здравствуйте родители, здравствуй Саратов! Наше путешествие завершилось. Немного грустно)

saratovalex полноправный участник Сообщения: 247 Регистрация: 19.02.2017 Город: Саратов Благодарил (а): 16 раз. Поблагодарили: 39 раз. Возраст: 44 Страны: 4 Отчеты: 2 Пол: Мужской

Поездка в Грузию через Грозный на машине (2017)

Рассказ об автомобильном путешествии в Грузию, Чеченскую Республику (Грозный) и даже Турцию (Кемальпаша) в 2017 году. Фотографии, впечатления и отзывы.

Предисловие

Когда мы ехали на машине на море в самый первый раз, цель была одна — добраться живыми и невредимыми на место максимально быстро. Речи о том, чтобы посмотреть по дороге как можно больше не было, почему то было жалко времени и сил.

Но со временем опыта становилось все больше, а вместе с ним приходило понимание, что проехать полстраны и ровным счетом ничего не увидеть и не посмотреть — просто преступление. Поэтому в этот раз решаем полностью сменить формат путешествия. Едем не торопясь, заезжаем куда захочется, и неважно, сколько времени займет дорога. Поехали!

Подготовка к поездке

Пакуем чемоданы, моем автомобиль и устанавливаем на крышу бокс. Он вмещает в себя все вещи — в салоне и багажнике машины будет свободно. Несколько ночей мы планируем ночевать прямо в машине. В дорогу не покупаем ничего лишнего: инфраструктура на трассах очень развита, еду и напитки без проблем можно приобрести на любой заправке.

Навигация самая простая — стандартный Android с картами Google на смартфоне. Закачиваем карты ключевых мест на случай, если не будет соединения с интернетом. Также загружаем несколько мобильных приложений для бронирования жилья. Через Booking.com бронируем квартиры в Пензе, Тбилиси и Кобулети. Стоимость жилья в рублях:

Пенза: 1000 рублей за сутки.

Тбилиси: 5750 рублей за 3 суток.

Кобулети: 5000 рублей за 5 суток.

Весь бюджет поездки составляет 70 тысяч рублей на двоих взрослых и 2 детей (10 и 12 лет). Будем пытаться уложиться в эту сумму, но на всякий случай есть НЗ. Забегая вперед, скажу – немного не уложились, весь бюджет составил 80 тысяч.

Полезный совет: перед поездкой посетите офис своего мобильного оператора и подключите один из тарифов, на котором есть интернет по всей России. Можно воспользоваться личным кабинетом. У нас «Мегафон», и мы подключаем тариф «Вся Россия» с абонентской платой 650 рублей в месяц.

Маршрут и ключевые точки

Маршрут из Нижнего Новгорода такой: по трассе Р158 до Саратова через Пензу, далее по Р228 до Волгограда, потом до Элисты. После Элисты поедем до Пятигорска через Благодарный и Александровское. Затем Нальчик, Владикавказ и граница с Грузией. После границы по Военной грузинской дороге доедем до Тбилиси и поживем там три дня перед тем, как отправиться к морю в поселок Кобулети.

В ключевых точках пути забронировали жилье. Как говорилось выше, это будет Пенза, Тбилиси и Кобулети. В то время мы еще не знали, что на половине пути словим крутой дорожный драйв, который занесет нас в жемчужину Северного Кавказа — город Грозный. А вот в Турцию планировалось съездить с самого начала. От Кобулети до Турецко-Грузинской границы около 35 километров, и возможность посетить еще одну страну упустить ну никак нельзя.

Читать статью  Путешествуйте на машине с комфортом: личный опыт и советы эксперта - новости Владимирской области

В первый день планируется доехать до Пензы. Здесь назначена деловая встреча, а так как времени после нее будет много, будем гулять по городу, осматривая достопримечательности — набережная Суры и центр.

Во второй день хотели дотянуть до Минеральных Вод и утром третьего дня немного погулять по городу, но этим планам не суждено было сбыться. Всему виной крайне неудачный прокол колеса, который отнял больше двух часов нашего времени. Но если бы не этот прокол, возможно, в Грозный бы мы и не поехали. Но обо всем по порядку.

День первый. В Пензу прямо через Мордор

Стартуем не очень рано — около 8 часов по Москве. До Пензы от Нижнего Новгорода 420 километров или около 5 часов пути. Молодые растущие организмы в количестве двух человек всегда хотят есть, а в дороге и подавно. В районе мордовской деревни с забавным названием Пеля-Хованская делаем небольшой привал на кофе-брейк с бутербродами. Дети у нас те еще приколисты и решают называть Мордовию Мордором.

В Мордоре очень даже неплохо — хорошие дороги, бескрайние просторы с восхитительными русскими пейзажами. Саранск, Рузаевка — и вот мы в Пензенской области. Дорога прекрасна и удобна для обгонов. Все хорошо просматривается, трафик небольшой.

В два часа дня приезжаем на место. Быстро находим улицу и дом, где сняли квартиру. Бросаем машину на стоянке и едем в центр. Гуляем на улице Московской, по пешеходному мосту через реку Сура и посещаем центр.

Стелла на берегу Суры в Пензе

Стелла на берегу Суры в Пензе

День второй. Волгоград, Калмыкия, Элиста

Утро второго дня начинается с проколотого колеса при выезде из двора. Покрышка не подежит ремонту, поэтому приходится заезжать в Саратов и покупать там новую. Теряем два часа времени и теперь не успеваем доехать до Минвод.

Целый день едем, нигде не останавливаясь, и в пять вечера мы в Волгограде. Объездной нет, едем через город. Мельком увидели статую Родины-Матери. Около семи вечера выезжаем из города и въезжаем в республику Калмыкия. Леса и холмы средней полосы очень быстро уступает место степям — как будто кто-то щелкнул переключателем, и вот уже с обеих сторон дороги раскинулись бескрайние просторы.

Поздним вечером встаем на ночлег на подъезде к столице Калмыкии — Элисте. Ужинаем в кафешке при мотеле. Ночь в мотеле стоит две тысячи рублей, но мы решаем сэкономить и ночуем прямо в машине. У нас огромный универсал «Фольксваген Пассат» — места хватит всем.

День третий. Пятигорск. Таможня. Военно-Грузинская дорога

Выезжаем из Элисты в шесть часов утра и мчимся по калмыцким степям еще несколько часов. В районе города Александровское на горизонте замечаем Эльбрус — самую высокую вершину в Европе. Зрелище необыкновенной красоты, а ведь до горы еще несколько сотен километров.

К полудню мы в Пятигорске, и конечно, решаем заехать в город, чтобы посмотреть на него хоть одним глазком. Успеваем посетить место дуэли М.Ю. Лермонтова и немного центр города.

Обелиск на месте дуэли Лермонтова в Пятигорске

Обелиск на месте дуэли Лермонтова в Пятигорске

Супруга недовольна: ей хотелось провести в городе больше времени, но я наотрез отказываю. Впереди непростой участок пути — граница, дорога с горными серпантинами и мегаполис Тбилиси, а времени уже час дня.

Выезжаем из Пятигорска в сторону Владикавказа. Супруга не разговаривает, я начинаю ощущать чувство вины. На дорожных указателях все чаще начинает мелькать Грозный, заставляя сердце биться чаще. Невольно вспоминается чеченская война, теракты и боевики. И тут жена выдает: «Раз не погуляли нормально в Пятигорске, поехали на обратном пути в Грозный!». Я уклончиво соглашаюсь, надеясь что она забудет. Ага, щас!

Довольно быстро доезжаем до Владикавказа. На границах Северо-Кавказских республик стоят КПП с автоматчиками. Поверяют документы, просят открыть багажник. Чувства противоречивые. С одной стороны, повышенное внимание со сторны органов всегда неприятно, но с другой — ощущаешь себя под защитой. Кавказ есть Кавказ, что ни говорите.

От Владикавказа до Российско-Грузинской границы рукой подать. На таможне никого, проходим все очень быстро. Паспортный контроль и досмотр — на все про все тратим около 30 минут и въезжаем на Военно-Грузинскую дорогу. Красоты неописуемые: снежные вершины гор, синие озера с высоты птичьего полета, водопады и стада баранов — всего этого здесь в избытке.

Военно-Грузинская дорога

Пейзажи Военно-Грузинской дороги

Пейзажи Военно-Грузинской дороги

Горы на Военно-Грузинской дороге

Пейзажи Военно-Грузинской дороги

Пейзажи Военно-Грузинской дороги

Смотровая площадка в горах Грузии

Смотровая площадка в горах Кавказа

К девяти вечера (20:00 по Москве) мы прибыли в Тбилиси. Гостеприимные грузины — хозяева нашей квартиры — встречают нас на въезде в город и сопровождают до места. Ставим автомобиль, выгружаем вещи и идем ужинать в ближайшее кафе. Хинкали, шашлык и ледяной лимонад местного производства — идеально после дальней дороги!

Полезный совет: если вы думаете, что без проблем купите в Тбилиси SIM-карту для звонков домой, то вы сильно заблуждаетесь. Салонов сотовой связи на каждом шагу здесь нет, поэтому воспользуйтесь для этих целей такси, тем более что тбилисские таксисты — отличные собеседники. Для звонков в РФ советую Билайн, офис котрого находится в районе Старого города.

Тбилиси. Исторический центр, парк развлечений Мтацминда, старый город

Пробыв в Тбилиси всего пару дней, мы успели многое увидеть. Старый город, блошиный рынок и стеклянный мост Мира заставят вас ходить с разинутым ртом. Чуть выше Старого города, в горах, стоит древняя крепость Нарикала. Добраться на нее можно по канатной дороге за 1 лари (около 24 рублей).

Тбилиси, старый город

Тбилиси. Старый город

Центр Тбилиси

Древняя крепость в Тбилиси

Древняя крепость в Тбилиси

Резиденция президента Грузии

Резиденция президента Грузии

Обязателен к посещению парк развлечений Мтацминда, расположенный на самой высокой точке города. До парка курсирует фуникулер (5 лари), но лучше добраться на маршрутке (1 лари). Аттракционы стоят от 1,5 до 5 лари. Непременно прокатитесь на гигантском колесе обозрения, с которого открывается вид на весь Тбилиси и окрестности.

Вид на Тбилиси с колеса обозрения

Вид на Тбилиси с колеса обозрения

Хотя бы один раз нужно побродить по ночному Тбилиси. Знаменитый мост Мира с причудливой подсветкой, огни казино и неоновая реклама очень контрастирует с древними строениями.

Кобулети, Батуми

Мы прощаемся с гостеприимной столицей Грузии и едем к морю, в поселок Кобулети. Это тихая деревенька на берегу моря, где мы будем вести неспешную жизнь курортников. Нас ждет пляж, море, посиделки в кафешках на тихих улочках и бесконечные прогулки по окрестностям.

Дорога к морю в Грузии

Цены здесь невысокие: средний чек в кафе на двоих взрослых и двоих детей составляет 1000 рублей в пересчете на наши деньги, а если питаться поскромнее, то и того меньше. Томаты стоят 40-50 рублей, лаваш или грузинский шоти прямо из печки — 20-25 рублей. Местные продукты очень вкусные, особенно овощи, фрукты и различные соусы с приправами.

Пляж Кобулети

Из Кобулети стоит съездить в Батуми — погулять в порту и на набережной, опробовать аттракционы и побродить по красивейшим улочкам. Можно ехать на машине, а если хочется немного выпить, воспользуйтесь маршруткой за 1,5 лари, как мы и сделали.

Рыбаки в порту Батуми

Рыбаки в порту Батуми

Вишенкой на торте грузинской части путешествия стала поездка в Турцию. Граница находится в районе поселка Сарпи, что примерно в 35 километрах от Кобулети. Туда ходят маршрутки из Батуми, можно ехать и на машине. На таможне нужен только загранпаспорт.

Город Кемальпаша в Турции

Приграничный городок Кемальпаша в Турции

Полезный совет. Если вы не планируете много ездить по Турции и хотите погулять в ближайшем городке, не пересекайте границу на автомобиле. При въезде в страну придется оплатить страховку в размере 5000 рублей, поэтому лучше пользоваться такси или маршруткой.

Грозный

Мои надежды на то, что супруга забудет про поездку в Грозный, накрылись медным тазом. Поэтому после Владикавказа мы сворачиваем на трассу Р217 «Кавказ». До Грозного чуть больше 100 километров отличной дороги.

Да, ехать было страшно, несмотря на восторженные отзывы туристов. Внутреннее напряжение не отпускало до самого Грозного. Но по приезду в город от него не осталось и следа. Ни единого намека на прошедшую войну, на то, что город весь лежал в руинах, нет. Столица Чеченской республики стала прекрасным и красивым городом с широкими проспектами, небоскребами и стадионами.

Грозный-Сити

Мы пробыли в Грозном один вечер. Гуляли в центре, на проспекте В.В. Путина и в квартале Грозный-Сити. Ну и, конечно, посетили жемчужину республики — мечеть Сердце Чечни. Монументальное строение, окруженное фонтанами и живыми изгородями, а вокруг гуляют местные жители.

Мечеть Сердце Чечни

Мечеть в Грозном

Мечеть Сердце Чечни

В районе девяти вечера включилась подсветка всех строений в центре. Почти одновременно с этим из динамиков, установленных на мечети, запел мощный голос. Это было так внезапно и красиво, что мы просто замерли с открытыми ртами и стояли так некоторое время. Голос пел около 15 минут — видимо, это была мусульманская молитва.

Ночной Грозный

Грозный в ночных огнях

Приезжающим в столицу Чеченской республики нужно помнить, что это мусульманская страна, и уклад жизни здесь немного отличается от привычного. Например, поужинать после 19:00 стало для нас проблемой. Все кафе были уже закрыты, и пришлось долго бродить по улицам в поисках заведения общепита. В итоге была найдена столовая советского образца с очень низкими ценами — что-то в районе 80 рублей за тарелку наваристого борща.

Читать статью  Автопутешествия и приключения: Италия

Местные жители очень приветливы: с удовольствием помогут вам найти дорогу и ответят на все вопросы. Чеченцы крайне спокойный народ. Девушки одеты в красивые платья до пола, все мужчины носят бороду. Любимый транспорт — заниженные «Приоры» белого цвета.

Ночуем почти в самом центре — в мотеле «Турист» на улице Гадаева. Ночь здесь стоит 450 рублей за койко-место. Чай, кофе и душ бесплатно. Кстати, улицы в Грозном постоянно переименовывают, и найти нужный адрес без помощи (а иногда и с помощью) местных бывает непросто.

Рано утром мы покидаем Грозный и мчим в сторону дома. Нас провожают взглядом портреты Путина и Кадырова, которые здесь повсюду. Супруга довольна, мы оба чувствуем себя настоящими первопроходцами — в Чечне из наших знакомых никто еще не был.

Проспект Путина в Грозном

Мы обязательно вернемся на Северный Кавказ и поживем здесь подольше. Есть планы посетить родовое село Кадыровых и увидеть мечеть «Сердце Матери», поездить по Северной Осетии и Ингушетии. Но это уже будет совсем другая история.

Поездка в Грузию. Часть I — «Туда» (сентябрь 2017)

Давно мечтали об отпуске. Очень хотелось на море. Единственный доступный вариант — ехать на машине. Крым, черноморское побережье от Анапы до Адлера отмели сразу. В Абхазии уже были, сейчас там (по многочисленным отзывам) стало хуже. Решили в Грузию.

Маршрут не совсем прямой, хотели заехать к друзьям в гости в Ставропольском крае.
Первый день маршрут был такой: Оренбург — Тольятти — Сызрань — Саратов — Камышин (ночевка) = 1100 км.
За рулём я один всю дорогу. Пытались по пути найти недорогое место для ночлега с помощью интернет-сервисов, но ничего подходящего не нашлось. Решили в Камышине заночевать в отеле, где останавливались в 2013 году, когда в Абхазию ездили.
Гостиница называется типа «Lux» отель что ли. Стоянка охраняемая и бесплатная. Есть столовая (правда, борщ оказался ужасным). Номера обычные по 1300 руб/ ночь. Но я попросил подешевле — выдали за 800 руб (2-местный). Оказался тот же самый номер, в котором мы ночевали 3 года назад 🙂 К сожалению, внутри было ужасно. То, что ванна и туалет в коридоре — нормально. Но там грязь, очень плохо убирают, как и в самой комнате. Плюс в комнате сильно воняло плесенью. Проветрили перед сном, потом я вырубился, т.к. устал сильно. Наутро вонищща от плесени ударила в нос с новой силой. Решили больше сюда не заезжать. Понятно, что это самый дешевый номер, но нарушение санитарных норм всё равно не допускается.

На второй день поездки предстоял маршрут Камышин — Волгоград — Котельниково — Ставропольский край = 750 км.
В Волгоград, к сожалению, попал в самый утренний час пик. Навител повёл через город, а Яндекс-навигатор предложил проехать другим маршрутом, это немного помогло. Но всё равно немного застряли из-за ремонта на каком-то виадуке.
На выезде из Волгограда Навител повел нас каким-то странным маршрутом через поселок Новый Рогачик и далее по полузаброшенной (как казалось), но хорошо асфальтированной дороге. И когда меня уже начали терзать смутные сомнения, приехали к паромной переправе. Так впервые в жизни «Индеец» стал водоплавающим 🙂

Стоимость переправы для легковушки 100 рублей + 10 руб с человека.
Потом оказалось, что это было лучше, чем когда на обратном пути мы проезжали Волгоград по-другому и намного дольше.

В Котельниково ехали целенаправленно — там есть известный (кто когда-либо ездил мимо на поезде) рыбный цех. Очень вкусно рыбу делают. Кое-как нашли этот цех и магазин при нём. Закупились копченой рыбкой по весьма низкой цене (сравнивали потом — у нас в городе аналогичная рыба в 4 раза дороже!).

В Ставрополье проезжали мимо разных населенных пунктов, но заметили вот что — дороги отличные! Причём, в «глубинке» эти дороги ещё и очень прямые. Педальку прижал — и хоть руль отпускай. Километров 50 как по линейке.

Третий отрезок пути был мною намечен прямо до Кобулети на морском побережье, чтобы избежать дополнительных ночевок в пути. По навигатору это было примерно 950 км. Но тут я просчитался, т.к. не учёл особенности езды через горный перевал.
Навител повёл нас мимо Ставрополя по альтернативному маршруту через Солнечнодольск. Путь вёл через мелкие населенные пункты, но дорога очень хорошая, хоть и петляет иногда. И пустая. В одном месте ремонт.

Мы выехали на трассу Р-217 от Невинномысска и погнали мимо Минеральных Вод, Пятигорска, Нальчика до Владикавказа. В общем скажу, что дорога великолепная. Асфальт в большинстве мест новый, много новых развязок. Ехать удовольствие, хоть нередко сплошная и обгон запрещён, приходится тащиться за медленными грузовиками.
На выезде из Владикавказа заправил бак «под горлышко», зная, что бензин в Грузии дорогой.

Приехали Верхний Ларс, на российскую таможню. Несмотря на «не сезон», машин было немало, а я ещё не в ту очередь встал. Там, когда подъезжаешь, есть 3 или 4 «коридора». Первый — автобусы, второй — машины с гражданами не России (я туда и встал по незнанию), третий — для граждан России, там быстрее проходят. Перед нами стоял микроавтобус с гастарбайтерами, у одного возникли проблемы с документами, из-за чего застряли почти на час.
Боюсь себе представить, что на таможне происходит в пик сезона.
На грузинской таможне пограничник просто через окно моей машины глянул, что у нас в паспортах проставлен штамп и мы поехали уже по территории Грузии.

Сразу после границы километра 2-3 строящаяся дорога. Щебень, гравий, самосвалы… Зато потом — отличный асфальт на узком горном серпантине, с каждым километром поднимающийся всё выше и выше.
По дороге встречались туннели и крутые повороты. Грузовики-длинномеры сильно мешают, обгонять очень трудно из-за слепых поворотов. Но сплошная разметка тут нарушается повсеместно, обгоняют при первой возможности. Однако, если это заметит полиция — штраф будет немалый.

Горная дорога протянулась почти на 100 километров — это самый затратный по времени участок. В некоторых местах есть «шпильки» с поворотом на 180 градусов да ещё и на подъём. Грузовики в таких местах стопорят движение надолго.
Кстати, рубли я к этому моменту ещё не менял. Почитав, где и когда менять, понял, что лучше на месте. Только не в мелких обменниках. Лучший курс — в банке, правда, ближайший нам попался нескоро. Поэтому часть денег пришлось всё же в обменнике поменять. Официальный курс — примерно 23,8 рубля за 1 лари. В обменниках он по 24,5 — 25 рублей, но видел и выше.

Итак, после того, как пройден перевал, дорога становится пологой, но всё равно узкой. Ближе к столице, около Мцхеты, начинается настоящая автомагистраль. Благодаря этому сильно экономится время. Магистраль тянется примерно до Хашури (я сейчас на карту смотрю, поэтому всё не по памяти и не слишком точно). Далее отрезок в сторону Кутаиси идёт по горной дороге. К тому времени стало темнеть, я дико устал, на узкой дороге то и дело вереницы машин за какой-нибудь фурой.
Часть трассы (наверное, от Зестафони до Кутаиси) — недостроенная автомагистраль, про которую Навител попросту не знает (закачаны карты Q2 2017). Я надеялся всё же продолжить движение в сторону моря, т.к. по навигатору оставалось около 200 км, но это было большой ошибкой. Навител нас привёл к недостроенной развязке на магистрали в тупик. Пришлось разворачиваться и ехать по указателям. Уже стало темно, я заблудился в окрестностях Кутаиси окончательно. Решено было ехать в город на ночевку.
Мобильным интернетом я решил не пользоваться. По отзывам друзей, это недёшево. Так что гугл был «не в помощь». На окраине Кутаиси стал икать какой-нибудь отель. Все указатели в Грузии на двух языках — грузинском и английском, поэтому ориентироваться нетрудно. Кое-как нашел небольшой частный отель. Минимальная цена — 60 лари за ночь. Для меня это довольно дорого. Сторговались на 50 лари. Номер маленький, но довольно уютный + бесплатный WiFi, благодаря которому я скачал оффлайн-карты гугла, потом очень пригодилось.

На следующее утро, уже отдохнувшие, поехали искать дорогу. По пути купил местную выпечку и «Боржоми». Вкусно и недорого. Бутыль «Боржоми» 1 литр стоит 1,2 лари (т.е., примерно 30 рублей). У нас в гипермаркете 0,5 литра по 70 рублей продаются 🙁

По указателям нашел проезд мимо недостроенной магистрали. Далее Навител повел нас к морю через Самтредиа и Ланчхути. Снова узкая дорога через десятки сёл и множество самосвалов. Тут я понял, что вчерашние планы доехать до моря однозначну рухнули бы, т.к. оставшиеся 200 км дались непросто.
Потом я узнал, что в Грузии идут масштабные стройки дорог, подряд на которые выиграли китайские фирмы. И самосвалы, в основном, китайского производства (но за рулём сидят явно не китайцы).

Наконец, мы выехали к побережью в районе Уреки и далее по ровной прямой дороге точно к цели нашей поездки — Кобулети.
Это небольшой городок с официальной численностью населения менее 20 тысяч, но в сезон отдыха тут тьма туристов.
Основная улица тянется вдоль моря километров 7. Мы не стали торопиться с выбором места жительства. Припарковали машину и пошли осматривать варианты. К счастью, к середине сентября и народу намного меньше (а, значит, свободных мест больше) и цены заметно ниже. Пройдя несколько домов и отельчиков, выбрали один и заселились по цене 40 лари на двоих в сутки, включая 3-разовое питание. Как оказалось, хотя это не самая низкая цена, но с учётом питания довольно выгодно.

Источник https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1471&t=315814&start=40

Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/georgia-grozny-2017.html

Источник https://www.drive2.ru/l/485498706167070753/