Содержание
Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме
Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
3.5. Водный туризм
Существуют разные виды водного туризма — от самых комфортабельных и безопасных до сверхэкстремальных, доступных лишь хорошо подготовленным спортсменам. Турист-водник должен не только хорошо уметь плавать, он должен знать, уметь различать и преодолевать препятствия, встречающиеся на реке. Даже в самых простых походах возможны аварии плавсредств, падение людей в воду, различные травмы. Поскольку непредвиденные ситуации на воде гораздо опаснее, чем на суше, организаторы водных туров, особенно с элементами экстрима, должны позаботиться о наличии в группах опытных инструкторов.
В зависимости от выбранного маршрута даже путешествие на катере может стать экстремальным, если вы совершаете тур по северным сибирским рекам. Самый простой экстрим на воде могут представлять собой многодневные походы на веслах или байдарках без моторов, в стиле походов Стеньки Разина или торговых купеческих караванов. Для большего эффекта такие походы можно сочетать с театрализацией, где роль казаков или купцов будут исполнять опытные инструкторы.
Основой водного туризма являются путешествия на различных плавательных средствах. Одними из самых распространенных и простых среди них являются плоты. В настоящее время отечественная и зарубежная промышленность выпускает плоты для самых различных целей (спасательные, для развлечения, охоты, рафтинга и других целей).
Рафтинг
Рафт представляет собой надувную лодку-плот для сплава по рекам. Рафтинг — это сплав по порожистым рекам на надувных судах. Рафт представляет собой вытянутый в длину, рассчитанный сразу на несколько человек овал. Держатся за него в основном ногами, просовывая их в специальные петли наподобие стремян, так как руки во время сплава заняты веслами.
Очень важна при рафтинговом сплаве слаженная гребля, иначе лодку быстрое течение будет крутить вокруг своей оси.
У рафта есть капитан (инструктор), без которого рафтинг невозможен. Это достаточно опасный вид спорта и развлечений, поэтому капитан возражений от матросов не терпит.
Рафтинг получил широкое распространение практически всюду, где есть возможность сплава по рекам. Первенство мира по рафтингу проходит на африканской реке Замбези, немного ниже по течению от знаменитого водопада Виктория.
В нашей стране самым известным событием в мире рафтинга является проводимый ежегодно 26 июня фестиваль «Вуокса» на реке с одноименным названием. Лосевский порог, на котором разворачиваются основные события фестиваля, расположен в 80 км от Санкт-Петербурга. Самым ярким и запоминающимся зрелищем этого мероприятия является массовый сплав на плотах по бурной стремнине.
Несмотря на то что рафтинг возможен на отдельных участках и в определенное время года, Россию речками для рафтинга природа не обидела. Очень богата такими реками Карелия. Только стандартные маршруты проложены более чем на полутора десятках рек.
В зависимости от возраста, состояния здоровья и степени подготовленности предлагаются маршруты разной степени сложности.
Для начинающих лучше выбирать несложные маршруты, сочетающие активный отдых со спокойным. Например, на юге Карелии существуют относительно несложные рафтинговые маршруты. Туристы сплавляются 1-2 ч, затем для них организуется пикник на природе с местными деликатесами и напитками. После пикника туристы садятся в автобус и едут в Петрозаводск, откуда их из порта, расположенного на Онежском озере, везут в Кижи.
Сочетание экстрима с культурным туризмом осуществляется и в северной Карелии. Кроме самого сплава, здесь также предусмотрена богатая культурная программа, например осмотр петроглифов Беломорья и экскурсия на Соловецкие острова.
Для любителей острого экстрима, желающих как можно дальше оторваться от цивилизации, организуют отправление на вертолете в верховья реки Илексы, куда никаким иным транспортом не добраться и человеческого жилья нет на десятки, а то и сотни километров. Две недели, проведенные на дикой реке, включают в себя рыбалку, сбор грибов, ягод, т.е. жизнь в полной гармонии с природой. Таким образом, в одном туре сочетаются экологический и экстремальный виды туризма.
Очень популярен рафтинг на Кавказе, особенно в районе городов Сочи и Адлера. В жаркие дни организаторы сплавов едва справляются с наплывом туристов, желающих испытать острые ощущения. Различные участки реки позволяют почувствовать себя героями как начинающим рафтерам, так и уже опытным рафтинговым «волкам».
Очень популярны среди опытных рафтеров реки Алтая. Здесь тренируются лучшие российские спортсмены. Реки Чуя и Катунь обладают одними из самых сложных слаломных трасс с опасными и сложными порогами и валами.
Наряду со спортивным здесь весьма распространен коммерческий рафтинг. Кстати, туристы могу заодно познакомиться со знаменитым Чуйским трактом. Далеко не все сложные и интересные с точки зрения рафтинга маршруты имеют удобные подъезды. Отсутствие железных и автомобильных дорог во многих районах делает рафтинг в этих местах дорогим и малодоступным удовольствием.
Профессиональный рафтинг предъявляет особые требования к возрасту — не моложе 18 и не старше 50-60 лет, необходимо крепкое здоровье. Для туристов более юного или старшего возраста лучше выбрать пеший или конный поход по берегам тех же рек.
Одним из самых крутых по осуществлению является многодневный сплав по реке Ока Саянская в Прибайкалье. На протяжении 60 км нет ни одного спокойного участка. По этой трассе туристов обязательно сопровождают инструкторы на катамаране сопровождения.
Но есть и более спокойные рафтинговые маршруты — один из них находится на восточно-сибирской реке Иркут (в переводе с бурятского — «крутящаяся»). На ней допуск имеют рафтеры, включая детей от 7 лет. В истоках и устье это классическая горная река, а в Нижней Тункинской долине — это спокойное и плавное течение по территории национального парка. Этот маршрут сочетается с культурной программой — посещением священных шаманистских и буддистских мест. Обязательным обычаем является обрядовое поклонение местным духам с целью их задобрить. Он заключается в разбрызгивании водки по всем сторонам света на священном месте бурят — обо.
Считается, что это обязательный залог удачного путешествия.
Общие бурные эмоции и незабываемые впечатления — разве можно сравнить это с лежанием на пляже, когда разомлевшие от жары родители отмахиваются, как от назойливых мух, от детей, которые не знают чем себя занять.
В настоящее время многие экстремалы осваивают комплексные туры, включающие в себя несколько видов экстремального туризма, например рафтинг и канбенинг. В качестве примера можно привести сплав по одной из крупнейших рек полуострова Таймыр — Котую. Котуй не только знаменит своим быстрым течением, но и широко известен среди любителей сплава по рекам «Котуйской трубой». Котуйская труба представляет собой глубокий каньон, прорезанный рекой в базальтовом массиве. Высота стенок достигает 200 м. Длина «Котуйской трубы» — около 13 км. Местами уровень реки снижается в каньоне до 150-180 м. На всем протяжении «трубы» течение очень мощное и быстрое. Почти везде в берега бьет сильный прибой. Переход по каньону очень сложен, опасен, но одновременно и интересен. По обеим сторонам реки высятся совершенно гладкие вертикальные стены, которые то расходятся, то сближаются вновь. Иногда даже создается впечатление туннеля. Береговая полоса полностью отсутствует, а дно никто не мерил. По выходе из каньона путешественников ждут несколько очень опасных порогов. Однако затем река попадает в совершенно удивительное место, которое, по словам очевидцев, напоминает то ли заколдованную долину, то ли космическую художественную галерею. На огромном расстоянии по берегу расставлены гигантские скалы самых фантастических форм, очень напоминающие самые разные скульптуры.
Существуют и не столь опасные маршруты. Например, фирма «Стелла» организует 2—3-дневные туры, включающие в себя разные мероприятия.
В первый день туристы посещают 20-метровый водопад «Белые мосты», переходят по деревянным мосткам через ущелье и занимаются подготовкой к «высотному экстриму» — обучаются лазанию по канатам на 7-метровой высоте — проходят так называемый веревочный курс.
Второй день путешествия отведен сплаву по Яниаз — самой непредсказуемой реке Карелии. Сплав представляет собой 25-километровый маршрут, состоящий из 10 порогов и 3 водопадов. Постоянная смена ритмов не дает туристам расслабиться ни на минуту.
Третий день включает в себя моторафтинг, т.е. путешествие на том же самом рафте, только с мотором.
Далее следует путешествие по Ладоге с ее незабываемыми шхерами.
В заключение тура для участников организуется праздничный туристический ланч на природе. Таким образом, за три дня организаторам удалось органично соединить созерцательность, познание, мегаактив и всех участников тура.
Путешествия на гребных и парусных судах
Помимо рафтов, в водных путешествиях используются и другие плавательные средства, как старинные, так и суперсовременные — байдарочные туры, каякинг, катамараны, парусные суда и т. д.
Очень большой популярностью пользуются плоты, различные лодки, боты и другие суда, национальные или воссозданные по старинным образцам.
Пионером этой области, без сомнения, является великий путешественник Тур Хейердал. Его плавания на знаменитых плотах «Кон-Тики», «Ра», «Тигрис» положили начало целому направлению в экстремальном туризме — преодолению морей и океанов в одиночку или очень небольшими группами на очень небольших и хрупких гребных судах.
Первое путешествие знаменитый норвежский исследователь предпринял вместе с пятью товарищами в далеком 1947 г. Маршрут отважной группы полегал от берегов Перу до островов Полинезии. По исключительной решительности и умению участников экспедиции, с которыми они совершили, пользуясь минимальным материальным оборудованием, опасное морское плавание через Тихий океан, это путешествие является одной из самых смелых и выдающихся экспедиций XX столетия.
На простом плоту из девяти бревен, скрепленных веревками из стеблей растений, с самым простым прямым парусом, исследователи прошли около 4300 морских миль от берегов Южной Америки до островов Полинезии. Они проплыли на своем совсем небольшом плоту расстояние вдвое большее, чем Христофор Колумб во время своего первого путешествия к островам Вест-Индии, которое он совершил на хорошо оснащенных мореходных кораблях, хотя и небольших по размеру.
Успех плавания Тура Хейердала был обусловлен точным анализом взаимодействия течений и ветров той части Тихого океана, в которой проходило путешествие. По глубине научного предвидения и смелости предприятия эту экспедицию можно сравнить только с дрейфом через Северный Ледовитый океан, выполненный в 1893-1896 гг. другим выдающимся норвежским мореплавателем — Фритьофом Нансеном.
Целью экспедиции Хейердала было доказать, что древние жители Латинской Америки, в частности Перу, могли доплыть на своих очень простых плотах до островов Полинезии. В свое время Тур Хейердал принадлежал к группе этнографов, придерживавшейся американской гипотезы о происхождении полинезийцев. Эти ученые считали, что острова Океании были заселены выходцами из Южной или Северной Америки. Другие исследователи считали, что это не так. В качестве свидетельства они прежде всего указывали на отсутствие у древних жителей Америки и в особенности у жителей тихоокеанского побережья хорошо оснащенных мореходных судов.
Тур Хейердал решил опровергнуть возражение о невозможности плавания из Перу в Полинезию на примитивных перуанских судах. Своим путешествием на «Кон-Тики» он с блеском доказал, что на плоту, ничем не отличающемся от древнего перуанского, можно проплыть, пользуясь течением и пассатными ветрами, почти до центра Полинезии. Несмотря на то что впоследствии сам Хейердал писал, что он доказал этим только превосходные мореходные качества базальтовых плотов, а гипотезы об американском или азиатском происхождении полинезийцев требуют дополнительных научных обоснований, его путешествие следует считать одним из самых замечательных и смелых научных предприятий прошлого века.
Начинания Хейердала были подхвачены десятками и сотнями отважных мореплавателей. Конечно, не каждый решится в одиночку или с небольшой командой на маленьких суденышках отправиться в кругосветное путешествие. И тем не менее сегодня в мировом океане постоянно находится достаточно много таких смельчаков. Одним из самых знаменитых наших соотечественников, неоднократно удивлявшим и восхищавшим весь мир, является, безусловно, Федор Конюхов.
Конечно, среди морских путешественников есть и «чистой воды адреналинщики», однако большая часть таких экспедиций преследует вполне конкретные научные и практические цели. Такие путешествия приносят много полезной информации — с судов передаются сообщения о погоде, о состоянии океана, наблюдения за животным миром, сведения о загрязненности поверхностных вод и т.д. Ведь далеко не все видно с высоких бортов огромных лайнеров, бороздящих моря и океаны.
Таким образом, экстремальный водный туризм напрямую связан с экологическим. Человек еще только начинает изучать морские глубины. Учитывая объемы мирового океана (4/5 планеты Земля находится под водой), можно сказать, что мы только начинаем знакомиться с этим удивительным, загадочным миром.
Еще одной очень важной задачей таких экстремальных морских походов является апробация новых видов плавательных средств и оборудования.
И, может быть, самым важным достижением этого направления в экстремальном туризме является разработка правил поведения и способов выживания людей, случайно (например, в результате катастрофы и затопления судна, случайного выпадения за борт, вынесения купальщиков и ныряльщиков сильными течениями в открытое море и т. д.) оказавшихся в океане в форс-мажорной ситуации. Опыт отважных путешественников-одиночек помог сохранить не одну жизнь.
Многие активные туристы предпочитают плавания на небольших судах фешенебельным круизам на огромных океанских кораблях. В этом случае они могут знакомиться с водным миром не с огромной высоты и издалека, а в непосредственной близости от него.
Некоторые энтузиасты не довольствуются стандартными современными судами, которые им предлагают многочисленные фирмы, специализирующиеся на морских путешествиях. Многие из них, объединяясь в коллективы, компании, ассоциации и клубы, воссоздают по старинным технологиям конструкции многих древних и средневековых судов, начиная от самых простых плотов и лодок и заканчивая шхунами и каравеллами.
Одними из первых гребных судов, построенных человеком для плавания по морям, были гребные лодки — галеры, которые приводились в движение в основном с помощью мускульной силы. В большинстве случаев такой мускульной силой были рабы или воины (например, викинги). Во всем мире находится достаточно много туристов, готовых совершить нелегкие морские переходы, повторяющие пути древних. Часто такие путешествия помогают проверить многие гипотезы и догадки ученых и совершить не одно удивительное открытие. Нам уже неоднократно приходилось говорить о том, что наиболее эффектными во всех отношениях будут туры и путешествия, сочетающие в себе несколько направлений — театрализацию, экстрим, экологию и т. д. Естественно, что путешествие на «всамделишных» галере или ладье в соответствующих данной эпохе костюмах и вооружении и при сопровождении необходимыми ритуалами оставит гораздо большее эмоциональное впечатление у частников, чем просто обычное катание по воде.
Менее экстремальные и физически подготовленные туристы также вовсе не против испытать свою дозу острых ощущений. Очень популярны среди них самые разные лодки традиционных национальных культур.
Современный турист не только готов уплатить приличную сумму за проживание в индейском вигваме или эскимосском иглу, отведать национальную кухню, познакомиться с обычаями традиционных обществ, он желает также покататься на индейском каноэ или эскимосском каяке, а заодно и попробовать половить рыбку или поохотиться местными способами.
Сегодня каноэ — очень популярная как в Америке, так и в Европе гребная лодка. Она используется в спортивных соревнованиях и для путешествий и развлечений, охоты и сплава по бурным рекам.
Количество гребцов на каноэ зависит от размеров лодки и количества пассажиров и груза.
Каноеинг — увлекательнейший вид путешествий по рекам и озерам. К тому же каноэ — одна из самых удобных лодок для перевозки пассажиров и размещения на ней груза. Каноэ также очень удобно для охоты и рыбной ловли, так как очень легка в управлении и маневрировании и к тому же очень устойчива, что позволяет сидящему в лодке охотнику или рыбаку занимать удобное положение.
Каяк — охотничья герметичная лодка. Обычно она рассчитана на одного человека. Но иногда каяки строятся в расчете на двух-трех человек. Каркас каяка изготавливается из специально обработанного дерева или костей животных, которые связываются ремнями. Затем каркас обтягивается кожей оленя или морских животных (моржа, тюленя, морского льва) и пропитывается жиром. Такая лодка незаменима для плавания по холодным северным рекам и побережьям северных морей.
Кроме вышеназванных, современные туристы-водники в зависимости от региона путешествуют на реконструированных британских лодках кораклах, древнеперсидских гуфах, амурских оморочках, байдарах, шлюпках и т. д.
Помимо судов, перемещающихся с помощью мускульной силы, очень популярным средством для путешествий всегда были и остаются парусники. Круизы на старинных и традиционных парусных судах — один из активно развивающихся видов туризма в США и Европе.
В настоящее время многие фирмы предлагают весьма своеобразный туристический продукт — стажировку в качестве юнги на крупных парусных судах. Такая стажировка может быть однодневной или продолжаться до 12-16 суток. Возраст желающих пройти такую стажировку — от 15 лет. Молодежи до 25 лет предоставляется скидка.
Очень популярным направлением водных путешествий является яхтинг. В зависимости от размеров и назначения яхты разделяются на гоночные, крейсерско-гоночные, прогулочные и туристические.
Любителей яхт по всему миру объединяют тысячи самых разных яхт-клубов. В России первые яхт-клубы появились еще до революции.
Несмотря на то что плавание на большинстве яхт (за исключением особо комфортабельных и больших) — занятие не из легких, здесь, как и в других видах туризма, получило развитие экстремальное направление.
В последние годы очень популярным видом яхтинга стали гонки яхт различных классов. Пальма первенства здесь принадлежит, конечно, гонкам яхт суперкласса. Несколько лет назад внимание всего мира было привлечено к самому продолжительному за всю историю парусного спорта марафону, который продолжался более 10 месяцев, — «Whitbread Round the Wored Rall». Длина это заплыва превысила 33 тысячи морских миль.
Основные составляющие идеи таких гонок — приключения и трудности.
Однако гонки яхт суперкласса — это большой спорт, доступный только хорошо подготовленным профессионалам. В то же время тысячи экстремалов, да и просто любителей морских путешествий всех возрастов, мужчин и женщин, мечтают принять участие в подобных мероприятиях. Именно для этой категории туристов создаются различные проекты, связанные с яхтами. Один из интересных проектов такого рода под названием «Самая сложная яхтенная гонка» придумали англичане. В нем принимают участие 12 совершенно аналогичных яхт 22 м длиной. На каждую из них набирается команда из 15 человек-любителей, желающих испытать себя. Единственным профессионалом на яхте является капитан. Весь остальные участники гонки, т.е. экипажи, формируются из обычных людей самых разных возрастов и профессий. Этот проект рассчитан на 9 месяцев. Часть этого времени посвящается теоретической подготовке экипажа, а 5,5 месяцев команды проводят в гонке.
Существуют и другие проекты экстремального яхтного туризма, которые отличаются друг от друга условиями участия, размерами яхт, сложностью проведения.
Путешествия на яхтах, а тем более содержание этого весьма дорогостоящего плавсредства по карману далеко не многим. Естественно, любителей путешествовать по морям гораздо больше. В результате в последние годы получил развитие самодеятельный вид туризма на яхтах-катамаранах . Такие яхты-катамараны представляют собой несколько надувных баллонов, скрепленных между собой прочными алюминиевыми трубками. Такое судно гораздо дешевле традиционной яхты, однако оно и гораздо опаснее в эксплуатации. Тем не менее, несмотря на многочисленные предупреждения, некоторые экстремалы отправляются на этих хрупких конструкциях в рискованные путешествия по Черному и Азовскому морям, озеру Байкал и другим, не самым безопасных водоемам.
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes. Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).
Туры на подводных лодках
Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .
Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.
Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.
До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.
Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.
Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.
Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.
Катание по морским волнам
Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.
В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).
В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».
Рыболовные экстрим-туры
Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.
Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.
В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.
В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.
Дайвинг
Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.
Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.
Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.
Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.
Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.
По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.
Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.
Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.
Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.
Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.
Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).
Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.
В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.
Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.
Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).
Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.
Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.
В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».
В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.
Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.
В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.
Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.
Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.
У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).
Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.
Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.
Дайвинг-центры как в России, так и за рубежом принимают активное участие в экологических акциях, направленных на охрану окружающей среды. Начиная с 2003 г. в России проводится «день очистки» водоемов, который проводит профессиональная ассоциация дайвингистов — инструкторов PADI. Дайверы и волонтеры из России и других стран очищают дно естественных и искусственных водоемов от скопившегося там мусора. Например, команда подводников МГУ подняла с 8-метровой глубины Спасо-Каменского карьера старый «Москвич». Дайверы клуба «Лохматый кашалот» достали из озера Сенеги увесистую ржавую гирю, а представители клуба «Юнион-спорт» добыли из большого Садового пруда информационную стойку от остановки. В мероприятии «Великий мусорный день» в 2005 г. участвовало 190 человек. В общей сложности с площади 6 га было собрано 5 т мусора.
Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.
Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.
Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.
Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.
Водный туризм как направление устойчивого развития приморского региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПРИМОРСКИЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL ECONOMICS / WATER TOURISM / COASTAL REGION / REGIONAL ECONOMICS
Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пштыка В. В.
Проведено выделение однородности и различия в определениях устойчивого и экологического развития. Рассмотрены особенности экологического туризма , и выделен водный туризм , как отдельное направление. Проанализировано влияние водного туризма на развитие приморского региона .
Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пштыка В. В.
Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток — морские ворота России»
Проблемы развития экологического туризма, сдерживающие устойчивое развитие туристской отрасли и региона в целом (на примере Приморского края)
Современное состояние и перспективы развития инвестиционного проектирования экологического туризма в Приморском крае
Water tourism as line of sea regions sustainable development
Selected homogeneity and differences in definitions of sustainable development . Considered the feature of eco-tourism and water tourism isolated as separate line. Analyzed the influence of water tourism to development of coastal region .
Текст научной работы на тему «Водный туризм как направление устойчивого развития приморского региона»
TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО РЕГИОНА
начальник организационно-протокольного отдела УМС, ассистент кафедры социологии и политологии, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта,
Проведено выделение однородности и различия в определениях устойчивого и экологического развития. Рассмотрены особенности экологического туризма, и выделен водный туризм, как отдельное направление. Проанализировано влияние водного туризма на развитие приморского региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие; экологический туризм; водный туризм; приморский регион; региональная экономика.
Selected homogeneity and differences in definitions of sustainable development. Considered the feature of eco-tourism and water tourism isolated as separate line. Analyzed the influence of water tourism to development of coastal region.
Keywords: sustainable development; ecological economics; water tourism; coastal region; regional economics.
Коды классификатора JEL: L83.
Экологический туризм и направления его исследования являются достаточно актуальными последнее время, т.к. этот вид туризма приносит большие доходы, соответственно ясна прямая зависимость экологии с экономикой.
Годовой прирост данной отрасли туризма составляет до 30%, при учете приключенческого туризма, который является частью экологического и составляет половину от общего прироста [3]. Вообще выделение экологического туризма — задача сложная, т.к. существует множество разнообразных определений данного термина. Часто можно встретить определение, приведенное обществом экологического туризма: «Экотуризм — это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории, который создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению» [9].
Определение экологического туризма рассматривается многими специалистами по всему миру. В ходе проведения одной крупной международной конференции по туризму было озвучено 10 разных определений экотуризма.
От обычного туризма экологический туризм выделяется особыми признаками, такими как распространение натуральных объектов туризма, устойчивое развитие, малое потребление ресурсов и энергии, глубокая кооперация в социально-экономической жизни региона, просвещение туристов в сфере экологии [5].
Объектом устойчивого экологического туризма часто выступают национальная кухня или традиционная культура. Для продвижения такого рода отдыха создаются особо охраняемые территории с применением разнообразных мер по защите окружающей среды и культурных ценностей и особенностей отдельных территорий. Данное направление устойчивого развития может выступать в качестве идеального применения принципов устойчивости. При сохранении природных и культурных ценностей территории, происходит экономическое развитие территорий, привлечение туристов, вложение денег в поддержание и развитие местной инфраструктуры. Все это является как экологически обоснованным, так и приводит к экономическому развитию территории. Современные отельеры с большим интересом развивают такой вид сервиса, что является крайне прибыльным и соответственно популярным. Ведь при минимальных вложениях (строительство бунгало, например, значительно дешевле строительства отеля) происходит максимальное извлечение прибыли [10].
При развитии туризма в развивающихся странах происходит повышение уровня образованности местного населения, что является одним из факторов устойчивого развития. Происходит отказ от антиустойчивых традиций, таких как высокая рождаемость.
Последнее время актуальным является вопрос разграничения двух схожих понятий — экологического туризма и устойчивого. По данному вопросу существует множество точек зрения. Стоит понимать, что экологический туризм —
это вид туризма, предметами изучения которого являются природные объекты и культурные явления. Устойчивый туризм не является видом, это направление исследования, которое опирается на основы устойчивого развития. Данный туризм удовлетворяет все основные человеческие потребности, при этом развивается в направлении обеспечения последующих поколений всеми ресурсами, которые существуют в наше время: природные, человеческие. Ресурсосбережение и сохранность окружающей среды в рамках концепции устойчивого развития являются одним из ключевых факторов. Можно сделать вывод, что устойчивый туризм может быть экологическим, но также иметь и другой вид, а экотуризм может быть примером устойчивого туризма.
На пути перехода от устойчивого развития к устойчивой экономике экологический и устойчивый туризм выступают в роли равнозначных элементов. Основным фактором связывающим устойчивый туризм и экологический может выступить водный туризм, который по своим характеристикам способен вписаться как к одному, так и к другому направлению исследования устойчивого развития.
Водный туризм — это вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств [7].
Водный туризм не разрушает природные объекты, не засоряет окружающую среду — вписываясь в рамки экологии, направлен на развитие территорий, развитие культуры — вписываясь в рамки устойчивости.
Последние годы можно говорить об активном развитии экологического туризма, но ведь данное направление сферы отдыха состоит из многих составных. Одной из главных основ экотуризма является водный туризм.
Порой экономика туризма помогает расчету выгод или рисков в сфере предоставления туристических услуг. Российские ученые А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов определили экономику туризма как «систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности» [1].
Экономическая выгода водного туризма проявляется не скоро, примерно через 8-10 лет. За аналогичный период экономически отрицательный эффект начинает сказываться в отраслях с экологическими проблемами, возникшими, например, во время строительства.
Примером здесь может выступать применение ветряных генераторов. Срок окупаемости среднего «ветряка» составляет 8-10 лет, после этого энергия для потребителей становится бесплатной. Эти данные еще не учитывают, какой урон был бы нанесен планете при использовании обычных источников энергии, взяты в расчет прямые финансовые выгоды [11].
Водный туризм является ориентированным на природу фактором устойчивого развития. Его характеристики определены двумя основными признаками: природной ориентацией, как особенностью туристического спроса, и устойчивостью — выгода экономического характера от поддерживания окружающей среды в первозданном состоянии.
Водный туризм, как и использование энергии природы для отопления и освещения частных домов, является наиболее заботящимся об окружающей среде видом отдыха, что проявляется в тесном взаимодействии с разнообразными секторами экономики, влияющими на экологизацию отдельных районов и всей мировой системы. Развитие принципов устойчивости в водном туризме способствует социальному развитию, продвижению некоторых экономических отраслей, охране природных и культурных объектов. Данные элементы вместе образуют систему устойчивого развития, которая тесно кооперирует с различными секторами социальной и экономической сфер.
Одним из основных преимуществ устойчивого развития является сохранение биологических ресурсов. Водный туризм, как один из основных факторов устойчивого развития в отличие от иных сфер экономики и даже в отличии от других видов туризма не приводит к уничтожению природных объектов. Зачастую инфраструктура водного туризма минимальна и гармонично вписывается в природный ландшафт. Причалы в яхт-клубах в большинстве случаев — это плавучие понтоны, которые не наносят вреда природе, являясь сборно-разборными элементами. Здания яхтенных клубов представляют собой небольшое строение, предназначенное в основном для прохождения паспортного контроля, сбора членов клуба, служащее офисом руководству яхт-клуба. Водный туризм зачастую развивается в регионах с мягким климатом в весенний, летний и осенний период. Зимой яхт-клубы работают либо в минимальную мощность, либо сворачивают деятельность до наступления теплого периода года. В данной связи отопление зданию яхт-клуба не требуется, что также вписывается в нормы экотуризма.
Маломерные и среднеразмерные водные средства транспорта передвигаются без использования топлива. Байдарки и каяки управляются веслами, яхты ходят под парусом, используя силу ветра. Яхты большего размера имеют двигатели, но используют их только для захода в порт, прохождения по узким каналам и в шторм. Основное передвижение крупных яхт происходит также под парусом. Круизные лайнеры являются самыми неэкологичными средствами передвижения среди водных, т.к. используют топливо для передвижения. Здесь существует компенсационный финансово-экономический эффект. Круизные лайнеры являются самым прибыльным видом водного туризма. При этом большая часть средств уходит в городской порт, куда прибывает лайнер. Данные средства должны быть рационально израсходованы для того чтобы погасить эффект загрязнения, произведенный круизным судном и его пассажирами.
Средства размещения для туристов путешествующих по воде почти в 100% случаев не требуются. Пассажиры лайнеров имеют всю инфраструктуру на борту, в том числе спальные места. Яхты как крупные, так и маломерные также оборудованы каютами со спальными местами. Путешествие на каяках и байдарках по рекам и озерам является наиболее вписывающимся в рамки устойчивости видом туризма. Данный вид водного транспорта самый экологичный, для ночлега используются палатки, причем иногда перевозимые самостоятельно. Целью поездки зачастую выступает ознакомление с местной культурой, местностью и природой. Для байдарочных путешествий не требуется специализиро-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ванной инфраструктуры, лодки швартуются прямо на берегу. Байдарочный спорт и отдых является лучшим примером того, что водный туризм максимально вписывается в рамки экологического туризма и устойчивого развития.
Водный туризм способствует развитию смежных отраслей сферы услуг. Развитие водного туризма в приморских регионах опирается на принципы пространственной экономики, т.е. носит характер устойчивости, является стратегически эффективным, а также направлено на долгосрочный период. Водный туризм является сильной экономической стороной приморского региона, с оговоркой, если данный регион не расположен в суровой климатической зоне [6].
Перспективы водного туризма невозможны без создания специализированных институтов и структур, таких как министерства туризма и охраны природных объектов — в правительствах, управлений развития водного туризма и водных видов спорта — в институтах, факультетов физической культуры и спорта с образовательными программами, направленными на подготовку тренеров парусногоспорта и других видов водного спрота — в университетах. Главным эффектом привлечения общественных структур к проблемам развития водного туризма может стать ускорение темпов социального развития и пропаганда принципов устойчивого развития в различных общественных слоях.
Водный туризм открывает широкие перспективы для развития экономики. Рост потока туристов способствует развитию экономической интеграции мирового туризма, процесс, который позволяет использовать природные ресурсы более эффективно и с меньшим ущербом. К сожалению, существенную выгоду от процесса развития принципов устойчивости в водном туризме можно оценить только в том случае, когда в данный процесс вовлечены как местные общины, так и целые страны. Водный туризм характеризуется высокой степенью вовлечения местных жителей, по сравнению с другими видами туризма. Для водного туризма свойственно создание новых рабочих мест. Зачастую владельцы иностранных компаний сферы услуг с неохотой трудоустраивают местное население, особенно на места, требующие высокой квалификации. В водном туризме ситуация обратная, так как в большинстве случаев для успешного функционирования данной сферы бизнеса требуются знания и навыки местного населения. Трудоустройство местных жителей является важным аспектом реализации экопроектов. Данное направление может стать одним из ключевых среди принципов устойчивого развития экономики местных территорий. Обеспечение быта туристов обычно требует большого количества продуктов питания и предметов обслуживания отрасли. В основном эти продукты завозятся из-за границы. Однако специфика водного туризма как вида экотуризма часто подразумевает использование местных продуктов питания, часто это морепродукты (в приморских регионах). В таком случае происходит не только поддержка местных жителей, но и производителей. Данная специфика способствует развитию смежных с туризмом секторов экономики, придает экономике региона высокий уровень устойчивости.
Инфраструктура туризма, которая создается при развитии сектора туризма, используется местным населением для экономического развития территорий. Она включает в себя транспортные объекты, бытовые коммуникации, а также социальные объекты — профилактории, санатории, информационные центры, различные клубы.
Положительно сказываются на экономическом развитии поступления от сферы туризма в госбюджет. По информации всемирного банка до двух третей прибыли от туризма уходит из стран с развивающейся экономикой. Переход на принципы устойчивого развития и популяризации водного туризма в приморских регионах может повысить уровень удерживаемой прибыли на местах. По той же информации Всемирного банка к началу XXI в. доходы от экологического туризма в развивающихся странах достигли уровня 15 млрд долл. США, что составляет около 20% всех поступлений сферы туризма [10].
Увеличение благосостояния коренных жителей имеет место быть в том случае, когда средства от туризма не уходят за рубеж, а остаются на территории, где были приобретены. Достигается это трудоустройством местных жителей, исключением лишних посредников в процессе продажи туристического продукта, созданием правовых норм и экономических механизмов, способствующих направлению средств в местный бюджет. Основных положительных эффектов от продвижения принципов водного туризма, который способствует устойчивому развитию приморских территорий, возможно добиться только при комплексном подходе к проблеме. На локальном уровне наибольшего эффекта получается достигнуть при формировании территориально-организационных рекреационных районов, которые специализируются на предоставлении экологическо-туристических услуг. Данные районы принято называть — экотуристские территориальные комплексы.
Исследование водного туризма через призму региональной науки является обоснованным, объектом исследования региональной науки, по мнению В.С. Бильчака и В.Ф. Захарова, являются пространство, регионы, локации (места размещения), а также их системы. Американский экономист У. Изард проводил аналогию между региональной наукой и прикладной географией и социологией. Исследователь обосновывал схожесть научных направлений в отсутствии четкости даже самого определения региональной науки, что является одной из причин существования многообразных направлений и методических концепций в современных региональных исследованиях как в России, так и за рубежом [2].
По мнению российского ученого Б.И. Волкова, «региональная экономика — это область научных знаний, изучающая развитие и размещение производственных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной связи с природно-экологическим условиями». Региональную политику Б.И. Волков определяет «как систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации» [3].
Урбанизация и развитие промышленного комплекса в крупных и средних городах очерчивают проблему устойчивого территориального развития. Зональное использование тяжелого промышленного производства вдали от спальных районов, развитие рекреационных мест отдыха около водоемов и культурных центров — все это территориальные факторы устойчивого развития, опирающиеся на принципы планирования территорий. Основополагаю-
щим фактором территориального устойчивого развития является рациональное использование зон, применяемых для строительства туристской инфраструктуры. Инфраструктура туризма более подходит под основополагающие принципы устойчивости, чем, например, инфраструктура машиностроительного комплекса.
Р.Ш. Дацаева видит устойчивое развитие регионов следующим образом: «В современных социальноэкономических условиях особую актуальность приобретают вопросы устойчивого регионального развития, что связано с институциональным преобразованиями, трансформацией взглядов на будущее положение и роль территорий, задачами их ускоренного экономического развития. Перед наукой и практикой возникает объективная необходимость поиска и использования адекватных подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов, разумного сочетания вмешательства государства и рыночного саморегулирования» [4].
Государственные, административные факторы являются неотъемлемой частью в механизме устойчивого развития. Положительное направление глобального устойчивого развития было бы невозможно без сопутствующей поддержки на уровне государств, заботящихся о будущем наций. Государственные законы об охране окружающей среды, межнациональные соглашения о переходе на устойчивое развитие приводят к планомерной протекции сначала малых территорий, а затем и к переходу на принципы устойчивости целых регионов.
В работе «Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона» российские исследователи О.В. Савинова и Е.В. Козина характеризуют регион с устойчивым типом развития по трем основным способностям — «во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно закрепленные за ним в результате территориального разделения труда, во-вторых, организовать надежное воспроизводство и внутренний экономический оборот, в-третьих, создавать социальные, ресурсные, экологические и др. условия, гарантирующие достойную жизнедеятельность нынешним и будущим поколениям» [8].
Приморский регион с развитой инфраструктурой водного туризма, который предоставляет рабочие места местным жителям, регулярно привлекает средства туристов, отчисляет налоги в бюджет и заботится об экологии — является идеальным примером региона с устойчивым развитием.
Для перехода целого региона или отдельного сектора экономики на принципы устойчивости требуются планомерная работа и движение. Переход отдельных секторов экономики на принципы устойчивости может способствовать тому, что весь регион постепенно перестроится на эти же основы. В туризме ситуация аналогична — стоит отдельному направлению туризма перейти на устойчивое развитие, как постепенно вся сфера услуг будет иметь ту же тенденцию. Водный туризм имеет наибольшую склонность к переходу на устойчивое развитие.
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 248 с.
2. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика: монография / Под ред. В.С. Бильчака. Калининград: Янтар. Сказ, 1998. 316 с.
3. ВолковБ.И. Основы региональной экономики: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 198 с.
4. Дацаева Р.Ш. Индикативное планирование как один из факторов обеспечения устойчивого развития региона. Ростов-н/Д.: Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3-3. С. 100-103.
5. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 256 с.
6. Полякова А.Г. Регионы нового освоения как вид пространственных образований. М.: Вестник финансовой академии, 2009. С. 36-41.
7. Российский торгово-экономический словарь / Под ред. С.Н. Бабурина. М.: Экономистъ, 2005. 528 с.
8. Савинова О.В., Козина Е.В. Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона. Пермь: Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. № 24. С. 422-427.
9. The Essential Exponential for the Future of Our Planet — essay collection of Albert Bartlett, 2004. Center for Science, Mathematics and Computer Education, University of Nebraska-Lincoln.
Водный туризм описание,виды,фото,видео.
маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.
Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от
часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных
походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий
может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у
рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы
и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало
Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.
Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.
Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.
Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.
Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.
Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.
Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.
Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.
Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.
Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.
Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).
Туры на подводных лодках
Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .
Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.
Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.
До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.
Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.
Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.
Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.
Катание по морским волнам
Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.
В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).
В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».
Рыболовные экстрим-туры
Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.
Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.
В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.
В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.
Дайвинг
Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.
Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.
Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.
Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.
Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.
По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.
Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.
Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.
Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.
Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.
Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).
Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.
В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.
Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.
Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).
Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.
Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.
В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».
В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.
Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.
В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.
Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.
Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.
У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).
Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.
Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.
Дайвинг-центры как в России, так и за рубежом принимают активное участие в экологических акциях, направленных на охрану окружающей среды. Начиная с 2003 г. в России проводится «день очистки» водоемов, который проводит профессиональная ассоциация дайвингистов — инструкторов PADI. Дайверы и волонтеры из России и других стран очищают дно естественных и искусственных водоемов от скопившегося там мусора. Например, команда подводников МГУ подняла с 8-метровой глубины Спасо-Каменского карьера старый «Москвич». Дайверы клуба «Лохматый кашалот» достали из озера Сенеги увесистую ржавую гирю, а представители клуба «Юнион-спорт» добыли из большого Садового пруда информационную стойку от остановки. В мероприятии «Великий мусорный день» в 2005 г. участвовало 190 человек. В общей сложности с площади 6 га было собрано 5 т мусора.
Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.
Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.
Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.
Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.
Источник https://tourlib.net/books_tourism/izotova3-5.htm
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/vodnyy-turizm-kak-napravlenie-ustoychivogo-razvitiya-primorskogo-regiona
Источник https://zclub-caspian.ru/turizm-stati/vodnyj-turizm-opisanievidyfotovideo/.html